Космос в ленинградской коммуналке

Фото: Светлана Ботева

Корреспондент «Таких дел» пришел в квартиру неизвестного обэриута в центре Петербурга на спектакль Бориса Павловича «Разговоры» и нашел там себя

— Маша, ты написала, что язык разрезает мир на куски и, значит, подчиняет его? — строго спрашивает длинноволосая шатенка у белокурой Маши, усердно выстукивающей по клавишам печатной машинки. Маша, поправляя бумагу в машинке, торопливо отвечает: «Да-да, продолжай!»

— Но он, как и жестикуляция, естественный вывод природы, ее дыхание, жизнь или пение, — шатенка делает паузу, поправляет волосы и снова повторяет фразу.

Я рассматриваю комнату, людей, сидящих на стульях и печатающих под диктовку. Сажусь на стул рядом с Машей, мне дают печатную машинку. Я внимательно слушаю и стучу по клавишам в такт с остальными.

— Человек плывет на звуках, как лодка на море, чем сильнее становится волнение и больше качает, тем ему веселее. Он проделывает все более сложные движения, он узнает существование моря.

Пауза.

— Теперь ты. Продолжай, — шатенка протягивает мне листок бумаги. Я немного теряюсь, но начинаю диктовать. Сначала тихо. Понимаю, что из-за стрекота печатных машинок меня не слышно. Повышаю голос, говорю четче и громче. Даже немного удивляюсь своему голосу. И мне кажется, что я актриса, для которой сцена — это комната в квартире в центре Петербурга, на Мойке, 40.

Легенда Квартиры

— Эта квартира — космос, Вселенная. По легенде спектакля «Разговоры» в ней когда-то жил неизвестный поэт-обэриут. Здесь остро чувствуется бытие и время, говорит режиссер Борис Павлович. Когда он и продюсер проекта, Ника Пархомовская, впервые зашли в бывшую коммуналку, то сразу поняли, что это пространство для ОБЭРИУ: здесь должны звучать произведения Хармса, Введенского, Заболоцкого, Друскина, отрывки из «Разговоров» Липавского. Кроме того, у Павловича была идея создать пространство, где у зрителей была бы возможность окунуться в творческий процесс, созданный их коллективом. Команда проекта «Квартира. Разговоры» — профессиональные актеры, артисты с аутизмом из Центра «Антон тут рядом», художники, музыканты — в общей сложности 40 человек. Кроме того, в создании проекта помог фонд арт-инноваций «Альма Матер».

Режиссер спектакля «Разговоры» Борис Павлович
Фото: Светлана Ботева

«За последние три года мы провели много всяческих тренингов, создали спектакль «Язык птиц» и поняли, что форма спектакля очень ограничена. После спектакля к нам подходят люди и спрашивают: «А как они такое выполняют на сцене?» Подобные вопросы возникают из-за того, что у нас нет опыта общения с людьми с ментальной инвалидностью. Поэтому у меня была идея найти пространство, где зрителям стало бы понятно, что здесь никто никого ничему не учит, мы просто вместе кайфуем, вместе работаем с пространством, предметами, текстом и просто друг с другом», — едва заметно улыбается Павлович.

По его словам, в проекте нет понятия составов, потому что есть творческая группа.

«Кто сегодня? Мы! То есть нет разделения как в театре: этого актера в пару вон с тем. Нам удалось изобрести такой космос, в который у всех в равной возможности есть доступ», — объясняет режиссер.

За несколько месяцев в квартире сделали ремонт, обставили ее. Что-то из предметов интерьера покупали сами, что-то дарили люди. Например, фортепиано 1917 года, стоящее в гостиной, подарила жительница Петербурга.

Вещный мир

Квартира, как и любая другая, начинается с прихожей. Вот огромный, темный шкаф, в углу лыжи, сумки, авоськи, пара зонтиков-тростей, слева трюмо и вешалка. Каждому гостю, как и положено, выдают уютные войлочные тапочки. Какая-то особенная магия у тапочек, думаю я. Надеваю их и сразу чувствую себя как дома.

Гостиная по ходу спектакля превращается в музыкальную комнату
Фото: Светлана Ботева

Маршрут по квартире, состоящей из четырех комнат, у каждого зрителя свой — можно зайти в тихую библиотеку, где у красной стены стоит причудливая конструкция из глобуса и колеса от старого велосипеда. Или в гостиную, сыграть на фортепиано или гитаре, ударить в треугольник или постучать деревянной палочкой по клавишам металлофона. На подоконниках каждой комнаты можно найти старые игрушки, лампу, шаль или советы на бумажках, вроде такого: «Найдите равновесие с небольшой погрешностью».

«Найдите равновесие с небольшой погрешностью»

На кухне очень тепло, батареи пышут жаром, а за столом гости и актеры что-то бурно обсуждают. Но в соседней комнате интереснее. Там в углу стоит туалетный столик с украшениями и воротничками, а на стене висят оленьи рога, на которых развешены галстуки в немыслимых узорах. Тут же, у противоположной стены за пожелтевшей ширмой и висящей на ней горжеткой, скрывается стеллаж с безделушками, альбомами, парой книг и баночками, на одной из которых написано: «Это было когда-то». В ней много бумажек, достаю одну, читаю: «Помню, когда я шел, давно, на экзамен, я очень волновался». Или: «Я откинул голову и смотрел в потолок; не почему-либо, а просто так, по привычке». Это мелочи, думаю я, но ведь все они случались, всему было свое время.

Время в моменте

Время, время. В этой квартире все пронизано ощущением времени и необходимостью существовать только в этом моменте. «Мне трудно, что я с минутами, меня они страшно запутали», — говорит девушка посреди гостиной. Каждый в комнате занят: кто-то разговаривает, кто-то играет на музыкальном инструменте или рассматривает содержимое громадного, почерневшего от времени шкафа. Я сижу в углу, смотрю на всех и не могу понять, кто здесь зритель, кто актер театра, а кто актер с аутизмом. В этом времени и пространстве нет никакого деления. Мы просто гости одной квартиры, пытаемся чуть лучше понять себя, вспомнить что-то, довериться незнакомцу и поговорить с ним.

Слева: актер с РАС Владислав Дюрин дебютирует на театральной сцене. Справа: актриса Регина Юнусова
Фото: Светлана Ботева

В каждом модуле, так Ника Пархомовская называет спектакли в квартире, помимо профессиональных актеров из БДТ и других театров, независимых актеров, участвуют семь человек с аутизмом и двое с синдромом Дауна — спектакль создан в партнерстве с Центром «Антон тут рядом». У каждого из них свой театральный опыт, говорит Пархомовская. Кто-то, как, например, Маша Жмурова, уже играл в спектакле «Язык птиц», а вот 17-летний Стас — дебютант. Он в образе Даниила Хармса — хмурит брови, надвигая кепку на лоб, в зубах у него трубка.

«Всегда обэриутов изучают, как каких-то потешников, фриков, циркачей. На самом деле это философы-феноменологи, очень близкие по духу Хайдеггеру. У них есть бытие, время и ничто. Это абсолютно хармсовское ощущение смерти и жизни. И ребята с аутизмом — носители предметного сознания «здесь и сейчас», лишенного причинно-следственных связей, но втиснутого в этот мир и очень остро ощущаемого через слова, вещи, тактильность», — говорит Павлович.

У них есть бытие, время и ничто. Это абсолютно хармсовское ощущение смерти и жизни

Отыскать искомое

Мы со Стасом и другими гостями расставляем столы в кухне и соседней комнате так, чтобы образовать один большой стол в форме полукруга, за которым уместились бы все. Садимся, и кто-то передает нам стопку распечатанных текстов. Стас немного брезгливо отталкивает от себя листок и говорит: «Зачем мне текст? Я его отлично помню и могу спеть по памяти».

Актриса с РАС Анна Васильева также впервые «играет» в театре
Фото: Светлана Ботева

«Петь? — думаю я. — Неужели как в детстве, когда приходили гости, все собирались за одним столом, разговаривали, а потом пели песни?»

В соседней комнате руководитель оркестра Центра «Антон тут рядом» Алексей Плюснин играет на фортепиано. Мы нестройно заводим застольную песню про несчастную любовь. В печи потрескивают дрова. На кухне кипит чайник. «Идемте пить чай», — зовет Борис. На кухне шумно, тесно, все разговаривают, смеются, передают друг другу кружки, шуршат конфетными и шоколадными обертками, смахивают крошки печенья со стола на пол. Мне становится по-домашнему тепло и хорошо, но вдруг я спрашиваю себя: «Стоп, а это уже был конец спектакля?» Антон из Центра «Антон тут рядом», который сидит рядом со мной, как будто прочитав мои мысли, говорит: «Ты думаешь, что это конец, но это не конец!» — и смеется.

— Хочу с вами поговорить кратко.

Миловидная девушка в беретке присаживается рядом со мной на стул.

— Совсем кратко?

— Совсем. Вот мой разговор, — протягивает небольшой сверток, перевязанный красной ленточкой.

Режиссер Анна Бычкова — участница стажировки Союза Театральных Деятелей — смотрит спектакль
Фото: Светлана Ботева

Я разворачиваю сверток, в котором много исписанных бумажек, каждая из них завернута в другую по принципу матрешки. Поочередно читаю листки.

— Все, что разыгрывается в сказке — разыгрывается в душе, но это не представляемое, а действительное приключение.

— Никаких рассуждений и иносказаний в сказке нет, все точно и конкретно.

— И ее герои — души.

— Чтобы душе достичь цели, ей надо пройти через беды, разрешить точно поставленные задачи.

— Только тогда она находит то, что ищет и что ей нужно. Что именно?

На последнем крохотном кусочке бумаги два слова:

— Кажется, себя.

 

***

Приобрести билеты на спектакль «Квартира. Разговоры» можно в группе проекта.

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Вы можете им помочь

Всего собрано
293 936 473
Текст
0 из 0

Фото: Светлана Ботева
0 из 0

Режиссер спектакля «Разговоры» Борис Павлович

Фото: Светлана Ботева
0 из 0

Гостиная по ходу спектакля превращается в музыкальную комнату

Фото: Светлана Ботева
0 из 0

Слева: актер с РАС Владислав Дюрин дебютирует на театральной сцене. Справа: актриса Регина Юнусова

Фото: Светлана Ботева
0 из 0

Актриса с РАС Анна Васильева также впервые «играет» в театре

Фото: Светлана Ботева
0 из 0

Режиссер Анна Бычкова — участница стажировки Союза Театральных Деятелей — смотрит спектакль

Фото: Светлана Ботева
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: