Фото: Андрей Любимов для ТД

У Светы — особенный взгляд на мир. Он может быть непонятным и странным, как и вся история ее жизни, но без этих особенностей Света не была бы художником

Собрано
1 915 530 r
Нужно
1 898 320 r

Сбор средств окончен

Однажды она шагала мимо разбитой остановки, остановилась, собрала кусочки стекла и склеила из них дома дерево — «символ роста жизни, без зла человек не может развиваться». В другой раз учитель рисования позвал ее в усадьбу Кусково рисовать этюды. Они простояли два часа за мольбертами: пока учитель писал деревья, Света срисовывала алые паруса с логотипа папки. А затем села на лавочку и призналась: очень хотела поговорить с ним об искусстве, но боялась обидеть.

В своей спальне, которая одновременно и мастерская, Света содрала кусок обоев и прямо на бетоне нарисовала длинноволосого ангела-хранителя ростом с человека — чтобы можно было подойти и поговорить с ним. На видном месте повесила фамильный костюм, сшитый по своему эскизу (из переднего кармана жакета торчит кусок свиной кости — «тайны греха», на платье с колпаком нашит красный треугольник — «знак веры»). Света не знает своих родителей, но очень хочет возродить историю своего рода и когда-нибудь передать костюм дочери. А еще она нарисовала помидоры с листьями, похожими на разветвленные рога, и назвала картину «Помидоры козла»: «Все считают сатану плохим существом, и даже козлом, но это не может отменить того, что у него прекрасные помидоры».

Семь кругов ада

Света появилась на свет, чтобы творить. Вот только в пропитанной алкоголем квартире на окраине Москвы никто об этом не знал. И появления художницы не ждали. Папа сразу же куда-то исчез, мама, привыкшая к беспечности, ушла в себя и перестала замечать ползающего по грязному полу ребенка. «Слава богу, меня от нее забрали», — вспоминает Света. Так она попала в детдом, а мама — в психиатрическую больницу.

Первое отчетливое воспоминание в жизни Светы — день, когда на семилетнюю девочку надели белые колготки, платье и новенькие босоножки, завязали огромный бант на волосах до пояса, взгромоздили на спину толстый рюкзак со школьными принадлежностями и посадили в автобус. А приехала Света в ад. Так она сама называет коррекционную школу-интернат для умственно отсталых.

Все время после работы Света пишет картины в своей квартире-мастерской
Фото: Андрей Любимов для ТД
На стипендию от «Большой Перемены» Света покупает кисти и краски
Фото: Андрей Любимов для ТД

«Первым делом училка взяла меня за шиворот и отвела в кладовку, стянула одежду, отобрала рюкзак, посадила на стул и состригла полностью волосы. Я боялась заплакать. Если ей не нравился взгляд, она била по затылку. Я просидела там полдня одна, а потом она вернулась, схватила меня за шею и подставила под холодную воду в ванной. Форточка была открыта, я дрожала. Она кинула мне дырявую одежду. И повела на общую площадку. А там — все лысые. Повернулись вправо, ждем команду, пошли строем в столовую. Я пыталась не делать лишних движений, чтобы меня не побили».

«Все годы учились по одному учебнику, скрывали, что умеем читать»

Учителя начальных классов дети называли «русским фашистом» и «дьяволом». Прямо в одной из комнат школы-интерната она держала несколько десятков кур, яйца которых потом продавала на рынке. Периодически говорила, что идет с детьми в кино, а на самом деле отвозила их на свой рабочий склад разгружать коробки. Во время завтрака подходила и отрезала у вечно голодных детей половину вареного яичка. Когда ребята плохо себя вели, наказывала: снимала с ребенка одежду, выставляла одноклассников в ряд и выводила в коридор «провинившегося» — чтобы над ним посмеялись и всячески поиздевались.

«Мы поняли, что нужно говорить как дурак. Все годы учились по одному и тому же учебнику, скрывали, что умеем читать. В конце весны приходила комиссия и проверяла нас, если кто-то выдавал хороший результат, то его переводили в другую школу. Наши учителя не были в этом заинтересованы: чем больше умственно отсталых, тем богаче финансирование».

Один из эпизодов своей интернатской жизни Света так и называет — андреевским адом. После того как учительница отобрала у детей новогодние подарки и спрятала их в шкафу, кто-то нашел конфеты и положил каждому ребенку по четыре штуки под подушку.

Картина Светланы «Демон.  Впечатление от картины Врубеля»
Картина, которую в последнее время пишет Света
Одна из картин, написанных на стене комнаты
Картина «Цветы»
Картина Светланы «Демон.  Впечатление от картины Врубеля»
Картина, которую в последнее время пишет Света
Одна из картин, написанных на стене комнаты
Картина «Цветы»

Картина Светланы «Демон. Впечатление от картины Врубеля»

«С утра кто-то крикнул: “Дед Мороз подарки принес!” Мы проснулись, засунули руку под подушку и нащупали там конфеты. Как же мы были счастливы! А потом слышим голос: “Ребята, быстрее, дьявол идет!” Пришлось отправить все конфеты в рот и быстро их разжевать. За всех отдувалась Лена Андреева, учительница подумала, что это она украла подарки. Несколько часов издевалась над ней: тянула за волосы, ударяла об стенку, била палкой. Кровь стекала по лицу Андреевой, а мы стояли и молчали. Потом учительница устала и ушла. Мы быстро Лену в ванную потащили, помыли ее, кое-как закрыли раны, одели и уложили спать. Через много лет мы узнали, что конфеты тогда украла не Лена, а Васька».

Света впервые увидела свою мать, когда ее лишали родительских прав. Она должна была прийти в интернат и подписать бумаги. «В тот день она была трезвая, нормальная, смотрела на меня пустыми глазами. Я была в шоке, ждала хоть какой-нибудь эмоции от нее. Я тогда подумала, что мне повезло: я похожа на отца».

Все детство Света мечтала об одном — поскорее выйти из интерната.

Воскреснуть и переродиться

Из интерната Свету отправили на курсы маляра. Вот уже несколько лет она работает в ЖКХ, красит подъезды и квартиры пенсионерам и инвалидам. Иногда приходится задерживаться после работы или бесплатно работать в выходные — чтобы начальство получило бонусы от заказа. Света получает 20 тысяч рублей в месяц. Все время приходится думать о том, как сэкономить. Если хочешь картошку с луком на ужин, то во время обеденного перерыва можно выпить только чай.

Картины Светы Кузнецовой «Петух» и «Дама начала ХХ века»
Картины Светы Кузнецовой «Шахматы пианиста» и «Бубновый Валет»
Картины Светы Кузнецовой «Петух» и «Дама начала ХХ века»
Картины Светы Кузнецовой «Шахматы пианиста» и «Бубновый Валет»

Картины Светы Кузнецовой «Петух» и «Дама начала ХХ века»

Когда-то одноклассник привел Свету в вечернюю школу. Она хотела окончить школу и получить аттестат — ее знания по основным предметам были на уровне начальных классов. Света начала учиться, но предметы давались ей тяжело. Однажды учитель истории Ирина Ладыгина на уроке попросила ее сделать рисунок по теме, а когда увидела результат, то поняла, что у автора «очень оригинальное мышление и редчайший талант». Она привела Свету к преподавателю рисования Михаилу Николаеву в «Большую Перемену» и взяла слово, что он будет учить девушку рисовать, но оставит ее самобытность.

«Когда пустой и уничтоженный ребенок приходит в “Большую перемену”, они собирают его душу по кусочкам»

«Теперь я прихожу домой и запрыгиваю в свой мирок, — говорит Света. — Там нет злости. В этом мирке я живу, танцую, играю, ору, чувствую себя как ребенок — более защищенной от жестокости нашего мира. Когда пустой и уничтоженный ребенок приходит в “Большую Перемену”, они собирают его душу по кусочкам. Видят людей насквозь. Никогда не оскорбят, относятся как к личности. Они вкладывают в сирот знания, чтобы у них была свобода, выбор».

Света Кузнецова вяжет нитками картину в своей квартире-мастерской
Света Кузнецова вяжет нитками картину в своей квартире-мастерской
Фото: Андрей Любимов для ТД

Однажды Света показала свои картины коллегам на работе. Женщины покрутили пальцем у виска: «Даже не думай, что ты художник, это рисунки больного человека». Света очень переживала. Как и другие интернатские дети, она остро реагировала на любую критику, зависела от мнения окружающих. Человек без кожи. Педагоги из «Большой Перемены» все еще помогают преодолевать ей этот барьер. «Я поняла: оказывается, многое зависит от школы. В “Большой Перемене” развивают твое “я”, а в простых школах — нет», — говорит Света.

В интернате Света была уверена, что если у человека есть семья, то он обязательно должен быть счастлив. А когда начала ходить по квартирам своих клиентов, чтобы покрасить в них стены, то ужаснулась. «Я смотрю на семьи и вижу, как многие родные люди относятся друг к другу: холодно, дико, не по-человечески. Люди не ценят тех, кто рядом, не понимают, что в любой момент могут их потерять».

«Я была мертвым уродом до встречи с ней»

Если в интернате уничтожали индивидуальность, то в «Большой Перемене» Свету учат стремиться к саморазвитию. Она поняла, что если не будет над собой работать, то ничего не добьется. «Счастье бывает короткометражным. Для кого-то это дорогие носки или новая машина, а для меня — быть полезным человеком. Просто ходить на работу и радоваться бытовым вещам мне неинтересно. Эта шелуха отскочила, меня сделали другим человеком. Я — бешеный, жадно поглощающий знания, растерянный человек. Хочу себя реализовать, но мне еще не хватает сил. Я чувствую ответственность перед “Большой Переменой” и мечтаю быть полезной людям, которые помогли мне развиться. Очень хочу оправдать их вложения».

В своей спальне Света прямо на стене нарисовала длинноволосого ангела-хранителя ростом с человека — чтобы можно было подойти и поговорить с ним
Фото: Андрей Любимов для ТД

Одна из работ, над которой трудится сейчас Света, называется «Овца Иисуса»: «Мы и есть заблудшие души, — объясняет Света. — Поймите меня правильно, но Ирина Ладыгина из “Большой Перемены” продолжает миссию Иисуса. Я видела, как она спасла одну девушку, помогла ей обрести смысл жизни. Для меня это — святое дело. Лично я была мертвым уродом до встречи с ней».

«Большая Перемена» выплачивает Свете стипендию, которую она тратит на краски, кисти и другие художественные материалы — потому что на зарплату бюджетника тяжело воплотить все Светины художественные планы. Педагоги фонда учат ее грамотно выражать свои мысли, осваивать новые художественные техники и выставлять свои работы. Не все выпускники детских домов могут обеспечить себя, преодолевать трудности и жить самостоятельно. А Света научилась не только зарабатывать на жизнь, но и ставить перед собой большие творческие цели. Рядом с ней нет любящих родителей, которые могли бы подставить плечо в трудную минуту и помочь сделать первые профессиональные шаги, но есть «Большая Перемена».

Помогите «Большой Перемене», и она поможет Свете. А также многим другим сиротам и выпускникам интернатов, нуждающимся в помощи чужих, но неравнодушных людей.

Сделать пожертвование

Вы можете им помочь

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Всего собрано
293 327 557
Текст
0 из 0

Света сидит на полу под своей картиной

Фото: Андрей Любимов для ТД
0 из 0

Все время после работы Света пишет картины в своей квартире-мастерской

Фото: Андрей Любимов для ТД
0 из 0

На стипендию от «Большой Перемены» Света покупает кисти и краски

Фото: Андрей Любимов для ТД
0 из 0

Света Кузнецова вяжет нитками картину в своей квартире-мастерской

Света Кузнецова вяжет нитками картину в своей квартире-мастерской

Фото: Андрей Любимов для ТД
0 из 0

В своей спальне Света прямо на стене нарисовала длинноволосого ангела-хранителя ростом с человека — чтобы можно было подойти и поговорить с ним

Фото: Андрей Любимов для ТД
0 из 0

Картина Светланы «Демон. Впечатление от картины Врубеля»

Фото: из личного архива
0 из 0

Картина, которую в последнее время пишет Света

Фото: Андрей Любимов для ТД
0 из 0

Одна из картин, написанных на стене комнаты

Фото: Андрей Любимов для ТД
0 из 0

Картина «Цветы»

Фото: из личного архива
0 из 0

Картины Светы Кузнецовой «Петух» и «Дама начала ХХ века»

Фото: из личного архива
0 из 0

Картины Светы Кузнецовой «Шахматы пианиста» и «Бубновый Валет»

Фото: из личного архива
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: