«Они не хотят выглядеть слабыми»

Фото: Дарья Козырева для ТД

«Такие Дела» побывали на пробах у Александра Ханта, приступившего к съемкам криминальной драмы о подростках, приняли участие в кастинге и узнали, причем в этом фильме псковские старшеклассники Денис и Катя, в 2016 году обстрелявшие полицейский патруль и, по некоторым данным, погибшие при штурме дома

Пробы для своего нового фильма кинорежиссер Александр Хант, прославившийся русским роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», проводит в небольшом подвальном помещении в арбатских переулках. Им предшествовал открытый кастинг в паблике «ВКонтакте»: подросток из любого города России мог залить свои фотографии, написать о своей любимой музыке, книге, описать свою мечту — и попасть на интервью.

Маша

Найти нужное помещение по адресу оказывается непросто. Мы сталкиваемся в дверях с девушкой Машей — она тоже пришла раньше назначенного времени. Успеваю задать ей несколько вопросов.

— Маша, как ты считаешь, у людей сейчас снизился болевой порог, они сейчас чаще публикуют жестокий контент?

— Конечно, жестокости сейчас больше во всем.

Александра на кинопробах у Александра Ханта (справа)
Фото: Дарья Козырева для ТД
Александра
Фото: Дарья Козырева для ТД

 В чем причина того, что подростки снимают жестокие видео? 

Читайте также Почему подростки устраивают в школах бойню?   Почему подростки устраивают в школах бойню?
 

— Я, наверное, скажу странную вещь — это из-за отсутствия любви и внимания. Все из-за воспитания, наверное, так. Мне кажется, все гонятся за вниманием, а это из-за нехватки любви.

Маша чешет самодельную татуировку на руке, почему-то отпрашивается у меня еще немного погулять и торопливо убегает за угол.

Россия нуждается в осмыслении

Я спускаюсь в подвал — в пустой комнате камера сиротливо смотрит на стул, который освещает пара осветительных приборов. Александр Хант встает с места, простуженно здоровается, и мы начинаем интервью, от которого режиссер будет отвлекаться на разговоры с участниками проб.

— Александр, вы говорили, что толчком для написания сценария послужила история псковских подростков Кати и Дениса.

— Я не пытаюсь привязаться конкретно к Пскову (имеется в виду трагедия, когда 16-летние Катя и Денис забаррикадировались в доме, обстреляли полицейский наряд и, по официальной версии, застрелились во время штурма — ТД). Все-таки неправильно делать историю из реальных событий. Когда я увидел видеозапись Дениса и Кати в интернете, я понял, что узнаю в ребятах себя в этом возрасте. Они абсолютно нормальные, и все могло случиться по-другому. Но, к сожалению, из этой не самой сложной ситуации не нашлось выхода, что побудило меня исследовать проблему. Насилие в подростковой среде — это, к сожалению, актуальная тема.

— Появилось ли название у проекта?

— Возможно, фильм будет называться «Межсезонье». Я работаю с Дмитрием Соболевым, сценаристом фильма «Остров» Павла Лунгина. Мы сейчас только разрабатываем сценарий, и я планирую снимать эту историю весной следующего года. Но я решил, что время терять не стоит, а надо начать готовиться уже сейчас и искать главных героев — это мальчик и девочка, которым по 16 лет. В идеале я ищу характеры, которые максимально созвучны с героями нашей истории.

Майя
Фото: Дарья Козырева для ТД
Майя
Фото: Дарья Козырева для ТД

— Как идет работа над сценарием? Вы совместно со сценаристом развиваете сюжет и вплетаете туда истории ребят, которые к вам приходят? 

— Мы с Дмитрием Соболевым разработали структуру истории и сейчас собираем к ней материал. Нам помогают встречи с подростками, где они рассказывают свои случаи из жизни. Все это может послужить материалом для наращивания того мира, который мы хотим найти в подростковой среде.

— У вас уже сформировались конкретные образы главных героев? 

Читайте также Костя и любовь   У Кости скоро суд. Если все пройдет хорошо, ему дадут условный срок и отправят на перевоспитание в Центр социальной адаптации святителя Василия Великого.  

— Я знаю, какие характеры нужны, но пока не говорю об этом. Хочу посмотреть абсолютно разных ребят, которые в каком-то смысле тоже поработают на героев, дополнят их в чем-то.

— Какие фильмы вы держите в голове, создавая сценарий? 

— Те, что помогают отыскать собственную эстетику — например, британский сериал про подростков «Конец этого гребаного мира», бразильский фильм «Город бога» и «Асса» Сергея Соловьева. В них во всех есть неповторимая стилистика, которую я тоже пытаюсь создать. Одна из моих задач — изобрести реальность фильма. Мне кажется, внешний вид современной России — это тот мир, который нуждается в осмыслении экранным языком.

— Для вас принципиально, где будут развиваться события фильма? 

— Я собираюсь поехать смотреть натуру для съемок в Екатеринбурге и в своем родном Ханты-Мансийске, возможно, посмотрю и небольшие города.

Полина

Заходит Полина в строгом костюме, спрашивает Ханта, что лучше: рассказать басню или показать бабку Ежку. Хант в ответ перебивает ее и предлагает поговорить на отвлеченные темы.

— Представь себе такую ситуацию: ты с любимым человеком решаешь сбежать из города куда-то далеко. Куда вы отправитесь?

— Наверное, в Новый Орлеан, всегда хотела в Новый Орлеан.

— Представь, что у тебя проблемы с визой.

— Но у меня есть виза.

Алиса на кинопробах у Александра Ханта
Фото: Дарья Козырева для ТД
Алиса
Фото: Дарья Козырева для ТД

— Тогда у него проблемы с визой.

— А, вы имеете в виду по России. Тогда я бы, конечно, хотела сбежать куда-то в город поменьше, где можно было бы хорошо почувствовать своего молодого человека. Возможно, это Магадан. Явно это не Москва и не Петербург. А еще лучше было бы отправиться в старое поселение с коренным народом.

— Может, это ханты или манси?

— Может быть. А вообще мне рассказывали, что под Красноярском есть красивые черные пески. Можно и туда.

— Я как раз скоро исполню твою мечту — еду в Красноярск.

Что их волнует

Александр, вы родом из Ханты-Мансийска. Ваш интерес к криминальной тематике, которая из «Витьки Чеснока» перекочевала в новый проект — она из вашей собственной молодости? Или вам кажется, что именно криминальные сюжеты снова приобретают актуальность в России? 

Читайте также «Выпилиться» отсюда   Убийство? Самоубийство? Крик о помощи? Что же все-таки это было — январским утром в Улан-Удэ, когда 15-летний подросток пришел в родную школу с топором?  

— Ханты-Мансийск — довольно благополучный город. Не сказать, что у нас были особенно «лихие девяностые» — нет, такие же, как и везде в России. Но герои моего фильма и уголовная культура — все это было рядом со мной, и я хорошо знаком с этой темой. Только такие люди — это был не мой близкий круг, это были ребята, с которыми я конфликтовал. Сегодня в России возникает ренессанс 90-х — и хотя образы того времени предстают в новой форме, в плане ценностей мы снова возвращаемся к историям, которые опираются на воровские понятия. Обратите внимание, в Москве сейчас люди легко пользуются уголовным сленгом — это стало даже модой своего рода. А значит, это нужно изучать.

— Как вам кажется, отличаются ли современные подростки от предыдущего поколения? 

— Они интересные: готовы самостоятельно разбираться в своих проблемах. Я думаю, это очень важно. Сейчас я общаюсь с московскими ребятами и, конечно, уверен, что они отличаются от ребят в городах поменьше. Но даже от москвичей я все время слышу истории про травлю, агрессию, конфликты в семье. Бывает, что в школе из-за цвета волос или нетипичного поведения ребенок оказывается в изоляции и переживает психологическое насилие со стороны сверстников. В общем, проблемы все те же, что и двадцать лет назад — и то, что я помню о своей школе, созвучно с тем, что мне рассказывают.

Карина на кинопробах у Александра Ханта
Фото: Дарья Козырева для ТД
Карина
Фото: Дарья Козырева для ТД

В этот момент по винтовой лестнице в подвал осторожно, но громко, спускается уже знакомая нам Маша. Она садится на стул и от волнения водит собачкой от молнии на куртке вверх-вниз, издавая резкий звук. «Нужно рассказать, что мне больше нравится?» Хант кивает головой и наводит фокус на ее лицо: «Все, что захочешь». Маша поджимает под себя ноги, закатывает рукава и застегивает куртку под горло: «Ролики, сноуборд, велосипед, знакомиться с новыми людьми…» Маша отворачивает рукава и прячет руки. Хант просит рассказать, тяжело ли ей общаться со сверстниками. И тут Машу прорывает:

Читайте также План долгой жизни   Соне шестнадцать лет, и она не может выбрать. Кто милее — котята или прыгающие овечки? Кто ей нравится больше — мальчики или девочки?  

— Да, конечно. Были издевательства в школе. Писали номер телефона и подписывали «МАША — СУКА». Потом, понятно, в тебя все тычут пальцем. Я живу в полутора часах езды от Москвы, у нас абсолютно задрипанная школа, она одна на весь наш маленький военный городок, где все друг друга знают.

Что такое быть слабым звеном? Это когда ты хуже всех одеваешься, у тебя ни на что нет денег. А у меня не было еще и друзей. И конечно, им всегда легче напасть на того, кто слабее. Но это меня даже сильнее сделало. В какой-то момент я воспряла духом. Я поняла, что не дам так с собой обращаться. И если меня захотят ******* (избить), то ***** (нападу первой) я.
Маша уходит. Хант вытирает пот со лба, и мы продолжаем разговор.

— Вы ведь успели пообщаться с подростками не только из Москвы, но и из регионов?

— Большой этап встреч с подростками из других городов впереди, но немного пообщаться удалось. И первое, что бросается в глаза — встретиться и открыто поговорить на отвлеченные темы ребятам тяжело. Они пытаются выстроить комфортную дистанцию, чтобы не обнаружить свои слабости. Но, надо отдать им должное, подростки сейчас гораздо более открытые, чем раньше.

— В паблике «ВКонтакте», в котором проводится кастинг, вы указали, что ищете не только актеров, но и единомышленников. Как вы выбирали людей? 

— Я ищу не только актеров, но и членов съемочной группы — возможно, кто-то захочет поучаствовать волонтером, или появится работа на площадке.

— Это альтернативный подход к созданию команды?

Никита на кинопробах у Александра Ханта
Фото: Дарья Козырева для ТД
Никита
Фото: Дарья Козырева для ТД

— Конечно, я не собираюсь изобретать велосипед, но хочу попытаться сделать процесс производства кино осмысленным, есть ощущение, что в нашей индустрии этого порой не хватает. Вообще, я считаю, что кино в России находится в катастрофическом состоянии и тут что-то изобретать как раз нужно. Современное российское кино, — как коммерческое, так и авторское — к сожалению, часто проходит мимо зрителя. То есть фильм выстреливает сегодня, а завтра он уже не интересен. И мне кажется, тут надо что-то менять. Одна из задач моей новой картины в том, чтобы попытаться такое кино создать. Почему так происходит? Зачастую мы подчиняемся бюджету, смете, материальным ограничениям, сложностям, которые начинают формировать содержание фильма. Мне кажется, это тупиковый путь.

— Насколько зрительский успех вашего предыдущего фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» помог вам начать работу над новым проектом?

— Этот фильм вообще мне помогает. Стало намного проще найти что-то и решить проблемы. В этом плане предыдущий фильм здорово облегчил мне путь и в то же время он обязывает меня сделать картину как минимум не хуже, а даже лучше.

— Это независимый проект или у вас есть финансирование?

— Я собираюсь открыть краудфандинговую страницу на сайте planeta.ru, чтобы привлечь первые средства на подготовительный этап. Уверен, что краудфандинга не хватит, и это скорее повод для того, чтобы найти серьезные деньги, спонсора или сотрудничать с местной властью. Я уже пообщался с губернатором Ханты-Мансийского автономного округа, который обещал поддержать проект в финансовом плане. И я открыт к поиску спонсора, который захочет поддержать независимый формат. Я в самом начале пути, надеюсь, что страница на «Планете» и поддержка помогут мне найти дальнейшие возможности для создания фильма.

Аня и другие

Неожиданно появляется Аня с сияющей улыбкой. Хант предлагает ей присесть. Аня видит список вопросов в ноутбуке, смеется, предлагает Ханту вести диалог без плана, дожидается, пока он закрывает ноутбук. Снимает куртку, показывает, какие татуировки на икрах и руках хочет набить. Хант просит уточнить, что означает ее образ.

Читайте также Хулиганы спасут мир   История о том, как Серега Редкин хотел выйти из спецшколы, а в результате стал артистом цирка  

— То, как я сейчас выгляжу — это не то, как я на самом деле себя чувствую. Есть стереотипы про таких людей: неформальная, еще и бухает наверняка, не учится, хамоватая и тупая. Это все не про меня. Пирсинг я сделала еще в хореографическом училище. Мысль была такая — здесь запрещают делать пирсинг? Окей, тогда я иду и делаю. Мне нравится провоцировать людей к тому, чтобы двигаться вперед и менять свои представления о жизни — но не конкретно тех отдельных людей, которые не принимают такой мой внешний вид. Вообще, меня вырастила мама, она никогда мне ничего не запрещала, только проверяла, жива ли я и все ли в порядке. Но недавно она вышла замуж, мы переехали к отчиму, а у него свои дети. Я страдаю от этого. У них уже свои сложившиеся порядки, воспитывать детей он ей не дает — посмотри, говорит, на свою Аню! А они разводят срач, тараканы бегают, орут все постоянно друг на друга. Я думаю: «Ну и флаг вам в руки», — и кочую по знакомым. Зарабатываю тем, что играю со знакомыми музыкантами на Арбате.

Ася на кинопробах у Александра Ханта
Фото: Дарья Козырева для ТД
Ася
Фото: Дарья Козырева для ТД

Аня несколько раз уточняет, когда можно будет увидеть результаты кастинга. Хант говорит, что сценария еще нет, и проект находится на стадии запуска. Аня громко смеется и уходит.

Хант меняет заполненную карту памяти в фотоаппарате. Я медленно пробираюсь по лестнице наверх, стараясь не скрипеть винтовой лестницей и не мешать Александру беседовать с очередным молодым претендентом на участие в его проекте. Во дворе Полина разговаривает с мамой — девушка держится уже не так самоуверенно, как на кастинге, говорит вполголоса и все время машинально поправляет на себе пиджак. Мама успокаивает ее — говорит, что скоро они вместе улетят в Швейцарию. Режиссер Хант полетит на поиски натуры в Екатеринбург, Ханты-Мансийск и Красноярск, Маша вернется в свой подмосковный город, Аня со своими музыкантами — на Арбат. И, возможно, их пути снова сойдутся — на съемочной площадке.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Читайте также

Вы можете им помочь

Всего собрано
293 820 389
Текст
0 из 0

Алиса Яковлева. 18 лет Пробы Александра Ханта.

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0

Александра на кинопробах у Александра Ханта (справа)

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0

Александра

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0

Майя

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0

Майя

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0

Алиса на кинопробах у Александра Ханта

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0

Алиса

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0

Карина на кинопробах у Александра Ханта

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0

Карина

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0

Никита на кинопробах у Александра Ханта

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0

Никита

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0

Ася на кинопробах у Александра Ханта

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0

Ася

Фото: Дарья Козырева для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: