Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Пандемия коронавируса осложнила работу журналистов по всему миру — личные встречи стали почти невозможны. Фотограф Мария Гельман одна из первых в России стала проводить съемки героев на расстоянии, через онлайн-приложения. Как провести фотосессию «на удаленке» так, чтобы ничего не упустить, передать характер героя и рассказать полноценную историю?

Все мы адаптируемся и ищем подходящие решения. Разные ситуациии и разные условия требуют от фотографов новых стратегий создания истории. Самоизоляция привела нас к онлайн-галереям, онлайн-фестивалям, театрам и к дистанционным съемкам. Мне не хотелось снимать просто визуальный дневник или красивые картинки, как это делают многие.

Аня лежит на детской лошадке. Аня говорила, что ребенок помогал ей переживать кризис и основные срывы были, когда его не было рядом
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Мне хотелось делать то, что и раньше, — снимать социальные истории. 

Многие обесценивают онлайн-съемку и скептично смотрят на тех, кто так снимает. Они не понимают, зачем это нужно делать, еще и с таким низким качеством изображения. Но фотограф нужен не для того, чтобы просто быть физически рядом. В любой съемке в первую очередь важно видение, подход и навыки. В онлайне фотограф прикладывает не меньше усилий, чем в офлайн-съемке. А иногда и больше.

Аня
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Я никогда не снимала дистанционно и не думала, что меня это коснется. Когда ввели ограничения, первое время я снимала дома, для визуального дневника. Но это быстро надоело — оказалось, себя снимать мне не особо интересно. И как-то незаметно я перешла на удаленные съемки.

Аня в пиджаке мужа, в котором он был на свадьбе
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Только после того, как первая съемка завершилась, я поняла, что все сделала через телефон. Это было как открытие новой Земли. Я быстро адаптировалась и уже не думала, удобно мне или нет. Меня волновали другие вопросы: как в этих условиях создать интимные истории, раскрыть героя и самой получить удовольствие от съемки. И это стало новой интересной задачей. 

После измены Ане сложно было поверить снова в искренность близких людей
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Сколько раз я ни снимала, расстояние я особо не чувствовала. Я сажусь на удобное для меня место в квартире и полностью погружаюсь в разговор, в экран. Мир становится плоским, но это не недостаток, а, скорее, что-то вроде другого измерения, к которому мы просто не привыкли. 

Иногда казалось, что от этой травмы не избавиться. Боль была настолько сильной, что хотелось лезть на стены
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

В основном я довольна фотографиями и сотрудничеством. Качество снимков меня устраивает, оно просто другое. Его не нужно сравнивать с обычным цифровым изображением. Для меня не поменялись задачи, которые я ставлю перед съемкой, поменялся лишь инструмент. В основном я снимаю через FaceTime c помощью функции Live Photo. Она помогает записывать полторы секунды до и после момента съемки.

Доверие, мобильность и участие

В интернете можно найти брошюры с подробными инструкциями, как снимать онлайн. Но самая сложная задача, как и раньше, — это наладить коммуникацию с героем. 

Илюша, Ваня и Миша дерутся дома. Обычно они делают это на улице, но из-за самоизоляции играют дома
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

В процессе онлайн-съемки между героем и фотографом выстраиваются иные отношения. Фотографирование становится  задачей не только одного фотографа, другой человек играет не менее важную роль. Значимую часть процесса занимает объяснение: иногда приходится говорить, куда именно поставить камеру и под каким наклоном, на что обратить внимание, как выстроить свет в комнате и т.п. Не все понимают сразу, поэтому требуется много терпения и понимания. И не только фотографу.

Аня очень любит проводить время со всеми детьми, но чаще получается с маленькими
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Съемка по FaceTime предполагает, что фотограф снимает на камеру героя с помощью подключенной у обоих функции Live Photo. Снимки должны моментально передаваться на телефон фотографа, но иногда скорость соединения слабая, и многие кадры могут не отправиться. Приходится переснимать или думать о том, как улучшить связь. От этого быстро все устают, поэтому героям тоже нужно иметь терпение и понимание. В этих условиях нужно подстраиваться друг под друга и искать компромисс. Все заинтересованы в хороших снимках, поэтому это настоящее сотрудничество. 

Ева — единственная дочь, которая по-настоящему красится. Даже когда они идут гулять с собакой, она тоже красится. Так она чувствует себя красивой
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Для героя истории удаленная съемка часто предполагает бóльшую вовлеченность в процесс. Достоинство таких съемок — это мобильность. Герой может в любой момент позвонить, и фотограф быстро включается в работу. Не нужно тратить время на дорогу, в любой момент ты можешь «быть рядом». Это помогает поймать «живые эмоции» и заснять уникальные ситуации. 

Ева плачет, потому что Аня вытаскивает занозу из ее ноги
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Еще это похоже на короткий курс по фотографированию. Своим объяснением фотограф помогает героям учиться. Например, одна из героинь мне сказала, что уже стала понимать, какой взять ракурс и план. Cпустя время мы понимали друг друга с полуслова. Герои осознают свою причастность к истории, не чувствуют себя использованными и перестают быть просто наблюдателями. Это важно. 

Пространство и помощники

Обычно в начале съемки мне важно увидеть пространство. Если это квартира, я прошу героя пройтись по всем комнатам или по местам, где возможна съемка. В это время я думаю о том, как и где возможно снимать. Затем я рассказываю, как будет проходит съемка, про важность вовлеченности и мобильности. Затем я узнаю, как проходит день человека, и мы делаем тестовые кадры. Иногда я сначала созваниваюсь с героем, чтобы познакомиться, и только со второй встречи начинаю снимать. Многое зависит от контекста и истории человека.  

Леонид играет с собакой в деревне Надкопанье
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Сложность онлайн-съемки, как мне кажется, в том, что приходится сильнее фокусироваться на окружающей обстановке и моментально искать, за что зацепиться для хорошего кадра. Здесь, как никогда, важна насмотренность автора, умение быстро реагировать и обрабатывать информацию. 

Во время обеда
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Доверительные отношения выстраиваются быстрее, если фотографу помогает близкий человек из окружения героя. В таких съемках близкий человек выступает в роли ассистента. По сути, фотографу не нужно плотно выстраивать доверие с третьими лицами, ведь с камерой ходит «свой» человек. Фотограф через экран воспринимается безопаснее, и людям легче раскрываться.

Леонид
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Cамое сложное для меня — это статичные портретные съемки, потому что иногда трудно понять, как лучше раскрыть героя. Особенно если человек ограничен в передвижении, не слышит или не видит. Экран не всегда дает четкую детализацию, и ты не видишь, как падает свет на героя, какое у человека состояние. Приходится додумывать и догадываться, как это может выглядеть. Еще периодически экран на телефоне у героя переворачивается, и нужно регулярно проверять фотогалерею.

Нет границ

Технически способов онлайн-съемки много: можно снимать по Skype, FaceTime, WhatsApp, Zoom, просто снимать на веб-камеру. Недавно в России разработали приложение для iPhone — СLOS, оно дает качество снимков лучше, чем на FaceTime. Некоторые фотографы снимают на цифровую камеру экран компьютера, кто-то делает скрин изображения. Качество снимков у всех программ отличается.

Мама Полины играет с Колей
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Онлайн-съемки дают четкое ощущение отсутствия границ. Сегодня ты снимаешь в Екатеринбурге в кризисном центре для женщин, а завтра — семью из Барнаула. Не нужно думать про то, как попасть в дальние места, или про бюджет. Главное — это наличие связи и интернета. Это в какой-то степени освобождает. Больше настраиваешься на креативность, погружаешься в опыт человека и думаешь, как раскрыть его историю. 

Отец Коли делает ему зарядку
Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД

Мне кажется, онлайн-съемки превратились в новый значимый способ фотографирования, не менее интересный. Когда самоизоляция закончится, онлайн, возможно, в какой-то степени потеряет свою актуальность. Но он уже стал альтернативным вариантом съемки для самых разных направлений, не только для социальных историй. 


Мария Гельман собрала пожелания для всех, кто хочет попробовать снимать удаленно:

— Выберите удобную вам программу для съемки, можете протестировать на друзьях;

— Попросите героя протереть камеру на телефоне и проверьте связь;

— Не спешите снимать, исследуйте пространство другого человека и делайте тестовые снимки; 

— Иногда нужно сначала познакомиться с героем, только потом снимать;

— Не так важно качество изображения, как важна идея;

— Экспериментируйте, пробуйте разные ракурсы и планы;

 — Снимайте много, это поможет при отборе;

— Проверяйте фотогалерею, смотрите на то, как передаются снимки; 

— Наберитесь терпения и настройтесь на сотрудничество; 

— Находите ассистентов среди близких вашего героя;

— Делитесь результатами с героем, пусть другой человек активно участвует в процессе.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Читайте также

Вы можете им помочь

Всего собрано
293 873 132
Текст
0 из 0

Это папа Cережа, ему 46 лет и он архитектор. Он часто бреет голову, примерно один раз в две недели и красит бороду в разный цвет

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Аня лежит на детской лошадке. Аня говорила, что ребенок помогал ей переживать кризис и основные срывы были, когда его не было рядом

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Аня

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Аня в пиджаке мужа, в котором он был на свадьбе

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

После измены Ане сложно было поверить снова в искренность близких людей

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Иногда казалось, что от этой травмы не избавиться. Боль была настолько сильной, что хотелось лезть на стены

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Илюша, Ваня и Миша дерутся дома. Обычно они делают это на улице, но из-за самоизоляции играют дома

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Аня очень любит проводить время со всеми детьми, но чаще получается с маленькими

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Ева — единственная дочь, которая по-настоящему красится. Даже когда они идут гулять с собакой, она тоже красится. Так она чувствует себя красивой

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Ева плачет, потому что Аня вытаскивает занозу из ее ноги

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Леонид играет с собакой в деревне Надкопанье

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Во время обеда

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Леонид

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Мама Полины играет с Колей

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0

Отец Коли делает ему зарядку

Фото: Мария Гельман/VII Agency для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: