«Мы гораздо больше, чем просто соседки»

Фото: Ярослава Тарасова

Бостонский брак — это совместное проживание двух женщин с целью заботы и поддержки друг друга, исключающее романтические отношения. Термин возник после публикации романа Генри Джеймса «Бостонцы», в котором описывались отношения двух незамужних девушек, живущих без поддержки мужчин

В современной России термин получил несколько иное значение в связи с распространением феминизма: девушки реже стремятся рано вступать брак, а предпочитают жить вместе, чтобы делить жилье и общие расходы. В социальных сетях даже существуют паблики по поиску подруг для создания бостонского брака. В таких группах также ищут соседок соло-матери, чтобы помогать друг другу с жильем и воспитанием детей. Такой вид сожительства отличается от обычного соседства именно глубокой дружбой, привязанностью и взаимопомощью. Часто такие пары живут вместе годами.

«Жить с подругой здорово»

Алина и Алеся (дружат около 10 лет, живут вместе около 5 лет)

Алина и Алеся
Фото: Ярослава Тарасова

Алина: Мы познакомились в университете в 2009 году в Выборге. Позже вместе жили в общежитии в соседних комнатах. 

Алеся: Я узнала, что Алина может колоть пирсинг, и попросила у нее проколоть мне губу, и с этого началось наше общение. 

Алина: А затем наступила Вальпургиева ночь. Моя соседка по комнате предложила  вместе побегать со свечами вокруг костра, и мы решили позвать Алесю с нами. Это как-то сразу сняло все барьеры в общении, и мы стали дружить. 

Алеся: Когда Алина уехала в родной город, мы переписывались огромными письмами все лето. Осенью произошла история, которая еще больше нас сплотила. На тот момент я работала официанткой в ресторане на границе с Финляндией. Там я подобрала котенка, которого отказывалась кормить кошка, и предложила Алине привезти его в общежитие. Котенок был очень худым и больным, мы долго за ним ухаживали, и это нас сблизило. Мы назвали его Карлосом, и он до сих пор живет с нами (в 2012 году Алеся окончила университет и переехала в Петербург. — Прим. ТД).

Алина: В 2013 году мы с молодым человеком, который тоже учился с нами в одном университете и жил в общежитии, сняли отдельную квартиру в Петербурге.

Алеся: В 2017 году нужно было найти новое жилье, и Алина предложила пожить у них. Так мы снова стали жить вместе и до сих пор живем с Алиной и Димой, а также двумя кошками и улиткой. Недавно мы сидели вместе, смотрели кино и подумали, что за десять лет в нашей жизни кое-что осталось неизменным: мы так же живем втроем, как было в общежитии, много времени проводим вместе, только Алина с Димой с тех пор успели пожениться. 

Алина: Возможно, мы с Алесей не подходим под классическое определение бостонского брака: мы живем не вдвоем, не делим бюджет, но мы гораздо больше, чем просто соседи по квартире.

Алеся: Алина очень поддерживала меня в непростой период развода и уже на протяжении многих лет остается лучшей подругой. Даже когда мы не жили вместе, мы продолжали общаться и встречаться. Недавно я думала о том, что если на пенсии останусь жить одна, то вполне рассматриваю такой вариант жить с подругой. Жить с подругой здорово.

«Уеду только к парню, которого одобрит Эля»

Алина и Элина (живут вместе 4 года и 7 месяцев)

Алина и Элина
Фото: Ярослава Тарасова

Элина: Мы познакомились во «ВКонтакте». Мне нужно было найти соседку в квартиру, которую я снимала. Я увидела Алинино объявление о поиске квартиры и написала ей. Помню, что Алина задавала мне много вопросов, а ее родные отнеслись к предложению жить вместе настороженно и попросили прислать мою фотографию. 

Алина: Я переехала в Петербург из Калининграда. Элина встретила меня с вещами, и мы вместе поехали в квартиру. Это была наша первая встреча.

Элина: Так мы начали жить вместе. До этого момента мы ни разу не разговаривали с Алиной вживую, даже не созванивались. Помню, что Алина тогда подарила мне шоколадку, это было очень мило. С тех пор мы стараемся делать друг другу приятные сюрпризы. Я однажды приготовила для Алины торт, а она периодически дарит мне сладости. 

Алина: Я не помню, чтобы у нас были какие-то бытовые ссоры, когда мы съехались. Мы разные по темпераменту: я вспыльчивая, а Эля, наоборот, может спокойно выслушать в моменты, когда меня что-то бесит, поэтому мы отлично уживаемся. Мы делим обязанности по уборке квартиры. Например, ванную всегда мою я, а Эля всегда занимается кухней, причем такое распределение обязанностей у нас было еще в предыдущей квартире. 

Элина: Мне несложно делать какие-то вещи по дому, в которых Алина не разбирается, это моя форма заботы о ней. Например, я всегда подаю данные по счетчикам и плачу за коммунальные услуги, для меня это просто. Не вижу смысла напрягать этим Алину.

Алина: Еда в холодильнике у нас общая, исключение составляют отдельные продукты, которые, например, я купила только для себя. Мы делим траты на еду, бытовую химию. Я в принципе готовить не люблю, поэтому Эля часто берет это на себя. 

Элина: А мне, наоборот, нравится готовить это для меня своего рода медитация. Когда я прихожу домой раньше, я часто готовлю с расчетом на нас двоих.

Алина: В этом мы сошлись. Эля любит готовить, а мне нравится приготовленная ей еда. Мы также поддерживаем друг друга финансово: если у меня есть свободные деньги, а Эля сейчас на нуле, я, не задумываясь, помогу ей.

Элина: Алина помогла мне с оплатой квартиры, когда я меняла работу. Я также готова поддержать ее в случае, когда это будет необходимо. Быт и денежная сторона малая часть того, как мы помогаем друг другу. В наших отношениях гораздо больше взаимной психологической и моральной поддержки. Мы стараемся не вываливать друг на друга негатив, но поболтать вечером после работы о том, что произошло за день, это святое. Я часто рассказываю о сложностях на работе. Я работаю в строительной компании, где полно сексизма и стереотипов в отношении женщин. Алина меня внимательно выслушивает. После того как я выговорюсь, меня отпускает.

Алина: А я люблю долго и во всех подробностях рассказывать Эле про отношения — так я прорабатываю проблему. Эля же, наоборот, что-то серьезное переживает внутри. У нас часто не совпадают взгляды на какие-то вопросы, но Эля никогда не будет раздавать мне советов, чаще всего корректно выскажет свою точку зрения или, что еще чаще, промолчит. Я очень это в ней ценю. 

Элина: Я не знала, что такое бостонский брак, но мне казалось, что должно быть какое-то словосочетание, описывающее наши с Алиной отношения. В объявлении о поиске жилья она написала, что хотела бы найти не просто соседку, но друга, а в идеале создать бостонский брак. Так и получилось. Я интуитивно выбрала Алинину анкету, и вот мы уже три года живем вместе, дружим и во всем поддерживаем друг друга.

Алина: Если мы когда-нибудь разъедемся, то я уеду только к парню, которого одобрит Эля. Она хорошо разбирается в людях. Я точно знаю, что случайному человеку она меня не «отдаст». Периодически я встречаюсь с молодыми людьми, но пока что никто не заботился обо мне так, как это делает моя близкая подруга. В моей жизни никогда не было человека, который был готов поехать за мной куда угодно, если что-то случится. Я знаю, что Эля, не раздумывая, поедет меня выручать. Даже если мы когда-нибудь разъедемся и не будем общаться так часто, как сейчас, мы точно будем помогать друг другу. 

Элина: Я знаю, что тоже могу положиться на Алину. Если что-то случится, я не буду одна в беде. У меня нет возможности полагаться на семью, но я знаю, что могу получить помощь и поддержку от Алины. Я рада, что у меня есть такой человек рядом.

«У меня не было таких теплых отношений с соседками»

Марта и Арина (прожили вместе 3 года, сейчас живут в разных странах и продолжают общаться и дружить)

Марта и Арина
Фото: Ярослава Тарасова

Арина: Мы с Мартой учимся на одном факультете, там же и познакомились. Я приехала в Петербург из Калуги, а она из Алма-Аты. На первомайское шествие мы вместе вышли с плакатами в поддержку ЛГБТ-людей Чечни. С этого началось наше общение. Я узнала, что Марта, как и я, разделяет идеи феминизма, и окончательно поняла, что мы подружимся. 

Марта: Довольно быстро мы решили, что хотим жить вместе, и, как только освободилась комната в общежитии, съехались. Сейчас мы довольно много времени проводим вместе, учимся, иногда ходим на лекции и в походы, гуляем и исследуем Петербург. 

Конечно, очень помогает делить повседневные обязанности. В продукты и быт мы вкладываемся вместе, если что, спокойно выручаем друг друга деньгами. Вместе ходим в магазин и убираемся вдвоем все делать намного быстрее и веселее. Пока мы не съехались, я буквально не ела овощи, а теперь из мясоедки превратилась в вегетарианку! 

Арина: Жить вдвоем нам очень понравилось. До переезда каждые выходные для меня становились праздником, потому что в эти дни Марта приходила ко мне смотреть кино. А теперь у меня как будто каждый день стал праздничным. Буквально за пару месяцев после переезда мы стали лучшими подругами. С Мартой я могу обсуждать все, что угодно: у нас схожие проблемы, вкусы, взгляды на феминизм, мы во всем поддерживаем друг друга. А еще у нас обеих есть немецкие корни. Удивительное совпадение! У меня не было таких теплых отношений с соседками до встречи с Мартой.

Марта: Я бы сказала, что я в целом не чувствовала себя так комфортно и спокойно, живя с кем-то. И невероятно этому рада.

«Через многое прошли вместе и стали лучшими подругами»

Полина и Вика (прожили вместе 3 года, разъехались, потому что у каждой появились отношения, но поддерживают такую же близкую дружбу)

Полина и Вика
Фото: Ярослава Тарасова

Вика: Мы с Полиной учились в одной школе, а затем вместе переехали учиться в Петербург из Самары. В итоге я бросила учебу, а Полина учится на филологическом факультете.

Полина: Мы начали дружить в девятом классе. У нас была общая подруга, и через нее мы начали общаться. С тех пор мы через многое прошли вместе и стали лучшими подругами. И сейчас мы гораздо больше, чем просто соседки, постоянно выслушиваем и поддерживаем друг друга.

Вика: Мы обе хотели учиться в одном городе. Для меня переезд был особенно важен, чтобы сепарироваться от гиперопекающей матери. Мы переехали вместе с общей подругой и какое-то время жили втроем. Затем наши пути разошлись, и мы стали жить с Полиной вдвоем. 

Нам было достаточно просто ладить в быту, так как еще в Самаре мы периодически жили друг у друга. Я научилась уважать личное пространство. В Самаре я жила в одной комнате с мамой, мне было привычно ее вмешательство во все сферы моей жизни. Полина воспитала во мне привычку не шуметь, если живущий с тобой человек хочет поспать, или спрашивать, если хочешь позвать кого-то в гости.

Полина: Для меня оказалось важным иметь свое место в пространстве, котором мы живем, место, где мои вещи будут лежать так, как я их положила. Это создает для меня ощущение дома. 

Вика: Мы много времени проводим вместе и вне дома. Ходим вместе в музеи, кино, театры. Если Полина куда-то собирается, я, скорее всего, присоединюсь к ней, потому что у нас действительно много общего. 

Полина: Мы не делим денежные траты строго поровну. Просто если у меня есть сейчас деньги, то я покупаю еду, и наоборот, но нет четкой установки, что мы друг другу должны.

Вика: Сейчас, например, я работаю, но если до зарплаты или аванса у меня заканчиваются деньги, то Полина покупает мне еду, может сводить в столовую при университете. Когда у меня появляются деньги, то я стараюсь отдать этот «кредит» Полине: купить билеты куда-нибудь, принести домой что-то вкусное. Такие взаимоотношения кажутся мне наиболее честными.

«У нас обеих одинаковые татуировки»

Ника и Мирослава (прожили вместе 3 года)

Ника и Мирослава
Фото: Ярослава Тарасова

Ника: Мы дружим с первого класса — в общей сложности уже 22 года. В подростковом возрасте был период, когда мы рассорились и не общались, но недолгий. 

Мирослава: Съехались мы уже после университета. Я жила с парнем, у нас были непростые взаимоотношения, в какой-то момент я даже хотела уйти, но не решалась. Все это время Вероника меня очень поддерживала. После того как мы с молодым человеком рассорились окончательно, я попросила подругу пустить меня временно пожить у нее, пока не найду квартиру. 

Ника: Моя мама была не против, так как знала Мирославу с детства, но жить с родителями во взрослом возрасте непросто, мы часто ссорились по мелочам. Я давно хотела переехать и начать жить самостоятельно и подумала, что сейчас самый подходящий момент это сделать. Моя подруга детства предложила нам комнату в квартире в доме по соседству. В то утро я в очередной раз разругалась с мамой. Мы переехали очень быстро — просто перетаскали все вещи вдвоем. За то время, что мы живем вместе, мы стали как «единый организм», и я уже не представляю свою жизнь без Миры. 

Мирослава: Недавно поймала себя на мысли, что автоматически включаю Веронику в свои планы, когда размышляю о переезде, будь то возможность пожить в центре города или покупка собственной квартиры. Думаю о том, удобно ли ей будет добираться до работы, если мы решимся поменять квартиру.

Мы отлично дополняем друг друга. Я социофоб, поэтому Вероника отвечает у нас за коммуникацию. Ника практичная в быту, а я наоборот. Все, что разбивается в доме, разбивается мной, а еще я часто тащу в дом всякие безделушки.

Ника: При этом у нас много общего: мы обе вегетарианки, а Мира с недавних пор веган, обожаем сериалы и посткроссинг (проект, созданный для возможности получения открыток со всего мира; возник под влиянием буккроссинга. — Прим. ТД), Макса Фрая и секонд-хенд. Мы обе учились на бухгалтера. А еще у нас обеих одинаковые татуировки в виде пентаграммы — дань нашему прошлому. 

Мирослава: Мы интуитивно делим обязанности по дому. Например, я люблю мыть посуду и часто беру эту обязанность на себя. Уборкой ванной в основном занимается Ника. За все время, что мы живем вместе, я мыла ванную, наверное, пару раз, потому что не люблю это делать. Мы постоянно учимся друг у друга. Я ужасный консерватор по части еды и одежды. Вероника научила меня не бояться пробовать новые блюда и покупать одежду непривычных фасонов.

Ника (чуть позже): Мы прожили вместе три года. Чтобы дать друг другу больше пространства и воздуха, я съехала в свою комнату в квартиру, которую мы делим с мамой. Мы считаем это скорее увеличением жилплощади, чем разъездом. Мы все еще лучшие подруги, любим друг друга, ценим, поддерживаем, проводим вместе много времени, решаем проблемы, работаем над собой и включаем друг друга в свои планы. И не исключаем, что, когда у нас появится возможность и желание, в будущем мы снова можем жить вместе.

«Долго мечтали, что когда-то будем жить в одном городе»

Алия и Наташа (прожили вместе 1,5 года)

Алия и Наташа
Фото: Ярослава Тарасова

Алия: Мы познакомились в интернете около семи лет назад и до того, как жить вместе, долго общались. Пару раз мы виделись вживую — я приезжала к Наташе в гости в Череповец из Казани, где тогда жила. Наташа перебралась в Петербург в марте, а я — в августе и сразу подселилась к ней в комнату.

Наташа: Мы долго мечтали, что когда-то будем жить в одном городе, и наконец эта мечта осуществилась.

Алия: Мы стараемся договариваться и сразу говорим, если нас что-то друг в друге бесит. Главное в жизни вдвоем — это сразу обсуждать возникающие проблемы, чтобы они не перерастали в конфликты.

Наташа: Первое время после переезда мне было очень сложно, постоянно не хватало денег на съем комнаты. Жить с подругой намного легче не только в плане аренды: мы поддерживаем друг друга в этот непростой период жизни с чистого листа в незнакомом городе, к тому же у нас с Алией много общего. Мы обе интересуемся феминизмом, смотрим одни и те же фильмы и сериалы, очень любим вместе покупать одежду на Удельном рынке.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Читайте также

Вы можете им помочь

Всего собрано
293 893 515
Текст
0 из 0

Алия и Наташа

Фото: Ярослава Тарасова
0 из 0

Алина и Алеся

Фото: Ярослава Тарасова
0 из 0

Алина и Элина

Фото: Ярослава Тарасова
0 из 0

Марта и Арина

Фото: Ярослава Тарасова
0 из 0

Полина и Вика

Фото: Ярослава Тарасова
0 из 0

Ника и Мирослава

Фото: Ярослава Тарасова
0 из 0

Алия и Наташа

Фото: Ярослава Тарасова
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: