От чистого унитаза к правам человека: почему России нужна «туалетная революция»

Фото: Эдди Опп / Коммерсантъ

Некоторые из российских школьных туалетов до сих пор просто дырки в полу без дверей, иногда даже без перегородок между ними. Об этом тысячам россиян напомнил недавний флешмоб бренда чистящего средства. «Такие дела» решили разобраться, как такие условия для похода в туалет сказываются на благополучии детей — как физическом, так и психологическом — и можно ли сделать общество здоровее, просто отремонтировав санузлы

Дырки в полу, защелки и буллинг

Domestos уже не в первый раз проводит в России промоакцию, связанную с состоянием школьных туалетов. Программу «Терпеть нельзя учиться» маркетологи бренда запустили в мае 2019 года в партнерстве с национальной родительской ассоциацией «Содействие». Тогда было проведено исследование, где учеников и их родителей спросили, как они оценивают состояние школьных туалетов. Результаты оказались грустными, но вполне ожидаемыми: почти половина учащихся предпочитает не ходить в школе в уборную в принципе, а 46% родителей считают состояние санузлов неудовлетворительным. 

Какие же проблемы с российскими школьными туалетами? Отсутствие перегородок и дверей; двери без защелок или со сломанными замками; отсутствие унитазов, вместо них — чаша «Генуя» или просто дырка в полу; плохие санитарные условия: грязно, нет туалетной бумаги, переполненные урны; туалет на улице и риск подвергнуться травле.

Отдельная беда состоит в том, что некоторые учителя, не найдя решения «туалетной проблемы», предпочитают просто не отпускать школьников с уроков по нужде. Руководитель одного учебного заведения даже сказал на линейке 1 сентября, чтобы родители приучали первоклассников ходить в туалет дома, ведь школа им, как он выразился, «не для этого». 

Как результат, дети стараются терпеть, отпрашиваются с уроков домой, лишь бы не сталкиваться со школьным санузлом. Это провоцирует повышенный риск расстройств желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы. А если идти в туалет все же приходится, то каждое такое событие может быть связано со стыдом и страхом, ведь травле российские школьники подвергаются примерно один-два раза в месяц, а уборная с ее закрытостью и атмосферой «низменного» помещения — одно из самых распространенных мест для буллинга.

Из-за запрета на выход в туалет во время уроков случаются очень унизительные инциденты, способные травмировать ребенка на всю жизнь. Недавно в городе Выкса учительница не отпустила школьника с диареей в уборную, и мальчику пришлось досидеть до конца занятия в грязной одежде. К сожалению, случай нельзя назвать из ряда вон выходящим — даже в той же самой школе примерно то же самое произошло за полгода до этого с одноклассницей мальчика.

И проблема с туалетами, увы, не только российская — она существует и в самых развитых странах, и негативное отношение к санузлам формируется с первых же лет в школе. Вот, например, исследование четырех-пятилетних первоклассников в Дублине показало, что дети слишком часто терпят, боятся ходить в уборную из-за нехватки личного пространства или риска травли. Только по чистоте дублинские туалеты дали фору российским — остальные проблемы с санузлами у школьников ровно те же. Или вот, к примеру, данные из Швеции: даже в такой прогрессивной стране подростки считают туалеты в школе не только небезопасными, но и грязными и неприятными и изо всех сил сдерживают свои естественные позывы. В Великобритании опросили детей из 65 разных школ: они признались, что санузлы грязные, в них часто травят учащихся, и 40% не готовы к акту дефекации в таких условиях.

Какие последствия могут быть у столь распространенной «туалетной проблемы»?

Инфекции, запор и стыд

Самые очевидные проблемы, связанные с плохими условиями в школьных туалетах, — физиологические.

Во-первых, ученики, особенно женского пола, рискуют приобрести мочеполовые инфекции. Но вовсе не из-за того, что они «подцепят» что-то на туалетном стульчаке — такой способ передачи бактерий, вызывающих цистит и другие воспалительные заболевания мочевыводящей системы, крайне маловероятен. Проблема в том, что школьницы отказываются садиться на грязные унитазы из брезгливости и опорожнение мочевого пузыря происходит в неудобном положении и зачастую не до конца, а это как раз повышает вероятность цистита. В школьных туалетах часто открывают окна, чтобы хоть немного избавиться от вони, а иногда санузлы и вовсе расположены на улице — это еще больше увеличивает риски мочеполовых инфекций, особенно в холодное время года.

Во-вторых, ученики, не желающие опорожнять кишечник в школе, оказываются более склонными к запорам. Как мы уже выяснили, практически каждый второй ребенок предпочитает терпеть до дома — это грозит большой распространенностью хронических проблем с желудочно-кишечным трактом, в том числе и после окончания школы. 

Сантехник проверяет работу унитаза в школеФото: Виктор Бартенев / Интерпресс / PhotoXPress.ru

В школьных санузлах вода бывает грязной, холодной, там может не быть мыла и бумажных полотенец. Даже исследования в США показывают, что в 59% уборных в учебных заведениях нет мыла, в 90% — полотенец (в России ситуация с этим, скорее всего, еще хуже). В итоге треть учащихся предпочитает не мыть руки после похода в туалет — да и вообще не мыть их во время учебы. А уже это, в свою очередь, увеличивает риски передачи как кишечных инфекций, так и ОРВИ. Эксперименты показывают: дети, которым предоставляют нормальные условия для мытья рук — чистую воду, мыло, полотенца, — в три раза чаще моют руки и, как результат, на 20% реже пропускают школу из-за болезней. Чистая вода для питья в учебном заведении также помогает на треть снизить вероятность ожирения.

Наконец, у девушек есть свои проблемы, связанные с менструацией. Из-за плохих условий в туалете не всегда есть возможность гигиенично сменить прокладку, тампон или менструальную чашу — из-за этого возникает риск занести инфекцию. Если школьница предпочтет вообще не менять тампон или не опорожнять менструальную чашу (что нужно делать минимум раз в восемь часов) в течение всего школьного дня, она может столкнуться с крайне редким, но смертельно опасным синдромом токсического шока. Некоторые девушки пропускают занятия во время месячных, чтобы в принципе не сталкиваться с этой ситуацией, — это может негативно сказываться на их успеваемости.

И все это — только риски, связанные с физическими факторами. А ведь есть еще и психологические последствия посещения школьных туалетов — от стыда до травматического расстройства, связанного с буллингом и насилием. Если травля и физическое насилие в школьных уборных чаще касаются мальчиков, то девочки больше страдают от стыда и тревожности. Страх вызывает и справление нужды при всех, и особенно публичная менструальная гигиена. А в тех школах, где туалеты находятся на улице, не закрываются или не делятся на мужские и женские, девушки рискуют даже столкнуться с изнасилованием. В Индии, например, публичная дефекация увеличивает вероятность сексуального насилия более чем в два раза. В целом около двух третей школьников обоих полов испытывают тревогу при мысли о походе в уборную и всячески стараются его избежать.

Решения «туалетной проблемы»

Завкафедрой «Дизайн мебели» Строгановской академии Кирилл Чебурашкин объясняет, что раньше школы, тюрьмы и больницы в СССР проектировали одни и те же люди, которым нужно было изолировать какое-то количество людей на определенной площади, поэтому санузлы в учебных заведениях «унаследовали» некую «тюремную» специфику. Советские дети, которые часто не видели ничего другого, и их родители мирились с таким положением вещей. Современные же школьники другие — они посещают торговые центры, рестораны, и даже в сельской местности многие из них живут в домах с нормальной канализацией. Для них туалеты, напоминающие тюремный «нужник», уже менее приемлемы — и школам пора что-то менять.

Но сохранять нынешнее положение вещей помогают… санитарные правила и нормы. С одной стороны, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» говорит о том, что в школах «на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями». Так откуда же столько ужасных санузлов без всяких дверей и даже перегородок? Дело в том, что в этом постановлении есть одна лазейка: «В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением. В неканализованных сельских районах <…> допускается оборудование надворных туалетов». И все — во всех старых школах ряд дырок в полу, даже без дверей и на улице, становится нормальным санузлом, отвечающим СанПиН.

Также в санитарных требованиях ничего не сказано о том, должны ли двери в школьные туалеты запираться. И они обычно не запираются, причем не только в России — в международном исследовании более половины учащихся сказали, что они практически никогда не могут закрыться в школьном туалете. Не регламентирован и размер дверей, из-за чего они бывают такими невысокими, что для приватности приходится наклоняться. А щель между дверью и полом часто оставляет возможность, например, просунуть руку и сделать унижающее достоинство школьника фото на смартфон.

Деревня Бакино, общеобразовательная школаФото: Дмитрий Феоктистов / PhotoXPress.ru

Проектировщики предлагают решения, которые могут сделать школьные туалеты более приятными. 

  • Не выносить умывальники в отдельную зону в туалете, а расположить их прямо в коридоре — так у учащихся будет на одно место для травли меньше, ведь все будет на виду. Текущие СанПиН запрещают так делать, так как умывальники должны быть отделены дверью от основного помещения, но ведь правила можно изменить. Пока есть компромиссное решение — делать двери, соединяющие коридор с зоной умывальников, прозрачными.
  • Делать туалеты в виде отдельных кабинок, к которым ведут двери прямо из коридора. Такой вариант формально не противоречит СанПиН, и его можно реализовать — нужно только выделить под туалеты больше площади, чтобы учесть нормативы по количеству унитазов и умывальников на всех учеников.
  • Двери в кабинках в туалете делать до пола. Если это невозможно, как в Москве — тут поднять дверь на пятнадцать сантиметров от пола, чтобы было видно ноги, требует департамент образования, — то хотя бы делать двери максимально высокими для обеспечения приватности.
  • Всегда оборудовать двери замками, вовремя чинить сломавшиеся защелки.
  • Увеличить бюджеты на уборку. Сейчас школы проводят тендеры и нанимают те агентства, которые называют минимальную цену за клининг. В итоге уборка квадратного метра школы обходится в 24,49 рубля в год, при этом адекватная стоимость такой работы составляет 60—70 рублей. Из-за заниженных бюджетов компании выделяют на уборку школы в несколько раз меньше персонала, чем требуется, — отсюда грязь, дефицит туалетной бумаги, которую некому вовремя поменять, и переполненные мусорки.

Учителя и сотрудники школьной администрации зачастую своими действиями саботируют все те улучшения, которые можно привнести в гигиену учащихся. Например, они снимают замки с туалетных дверей, так как боятся, что школьники будут в туалетах курить или заниматься сексом. Примерно по тем же причинам они могут не отпускать учеников старших классов в туалет с уроков.

Однако адекватное отношение к гигиене детей — это инвестиция в их здоровье и развитие. Дети, которые не боятся ходить в туалет, лучше учатся, реже болеют, испытывают меньше психологического дискомфорта — и вырастают во взрослых, которым знакома концепция приватности и личных границ. Некоторые ученые даже считают, что адекватные условия в школьных уборных помогают в развитии прав человека, женской эмансипации и достижении равенства в обществе — и на фоне этого стоимость установки дверей и унитазов кажется невысокой ценой.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Читайте также

Вы можете им помочь

Всего собрано
293 292 727
Текст
0 из 0

Строительство туалета. Деревня Горбачево

Фото: Эдди Опп / Коммерсантъ
0 из 0

Сантехник проверяет работу унитаза в школе

Фото: Виктор Бартенев / Интерпресс / PhotoXPress.ru
0 из 0

Деревня Бакино, общеобразовательная школа

Фото: Дмитрий Феоктистов / PhotoXPress.ru
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: