Может ли ребенок с инвалидностью учиться в обычном школьном классе?

Фото: DPA/TASS

В 2016 году Минобрнауки опубликовал приказ об инклюзивном образовании, который дал родителям детей с особенностями развития или инвалидностью право выбора — отдавать своего ребенка в коррекционную школу или общеобразовательную. И хотя право на совместное обучение детей с нормальным развитием и с особенностями закреплено законом, по-прежнему популярен стереотип о том, что особенные ученики не должны посещать общеобразовательную школу, потому что будут отставать от своих одноклассников или перетягивать на себя внимание учителей. «Такие дела» попросили руководителя отдела инклюзивного образования «Перспектива» Марию Перфильеву рассказать, кто поддерживает этот стереотип и почему лучше воздержаться от сравнений.


Мария Перфильева
Фото: из личного архива

Мария Перфильева, руководитель отдела инклюзивного образования региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива»

Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации проводил исследование об инклюзивном образовании, где говорилось, что практически все родители — и детей с особенностями развития, и без них — хотели бы, чтобы их дети учились вместе. Вместе с тем опросы показывают, что только треть граждан (32%) считают обычный учебный класс оптимальным для детей с ДЦП. В случае ребенка с синдромом Дауна или аутизмом за обычный класс выступают только 7% респондентов, с нарушениями слуха или зрения — 6% респондентов, а в случае проблем умственного развития — 4%.

Есть стереотип, что раз человек на инвалидной коляске, то у него априори не все в порядке с мозгами, но это не так. Нет никаких сведений о том, что дети с инвалидностью хуже усваивают урок или хуже успевают именно в силу своих особенностей.

Естественно, дети с синдромом Дауна и без него будут усваивать информацию по-разному как раз в силу физиологии. Но это не значит, что ребенок с синдромом Дауна будет отставать в обучении — у него просто своя программа. Его нельзя оценивать относительно других детей. Если все остальные на уроке химии пишут формулы, то он просто фиксирует изменения цвета в пробирке. Но это тоже учеба, и он вместе со всеми посещает урок.

Дети с задержкой психологического развития уже очень давно учатся в обычных школах, но по специальным программам, и их никто не сравнивает с другими детьми и не должен сравнивать. Есть очень успешные примеры, практики и истории детей с особенностями развития, которые учились вместе со всеми и абсолютно вписаны в общество. Например, в Самаре школьник с аутизмом стал с удовольствием играть с одноклассниками и получил сертификат за активное участие в конференции. Если ребенок действительно включен с самого начала, то преград у него не существует.

Педагогически запущенный ребенок, ребенок из неблагополучной семьи тоже может отставать в обучении

Конечно, бывают разные случаи, когда дети не успевают в школе. Любой ребенок — даже незрячий —может проиграть всю ночь в компьютерную игру, и на утро в школе ничего ему не надо, он сидит смурной и ничего не может ответить. Но это не значит, что его когнитивные способности хуже, чем у других. Педагогически запущенный ребенок, ребенок из неблагополучной семьи тоже может отставать в обучении, плохо усваивать информацию. Это касается всех детей, которые имеют некие специальные потребности в обучении — независимо от того, есть ли у них какие-то медицинские показания!

Основное непонимание идет от педагогов. Потому что это а) стереотипы и б) абсолютное неумение и нежелание изменить ситуацию. Вот, например, есть три ученика с особенностями развития, у них своя программа обучения, но они сидят в общем классе. «Как это я буду с ними управляться?»— говорят некоторые учителя. На самом деле это говорит о плохой подготовке, что они не знают и не понимают, что такое инклюзивное образование.

Когда учитель дает задание ребенку с ДЦП начертить что-нибудь, и ему ясно, что эту работу за ребенка сделает мама, при этом сопровождает он свои слова фразой: «Ну, вы же хотели равноправия, вот и получите», что это вообще такое? Просто садизм. Отчасти такое происходит потому, что учитель не знает, как иначе включить ребенка в процесс на уроке черчения, если у ребенка руки трясутся. Значит, учителям надо давать больше информации, показывать удачные практики.

Самим детям все равно, как выглядит их одноклассник, какими приспособлениями пользуется, они его рассматривают совершенно по другим параметрам. Все стереотипы, которые появляются у детей — это стереотипы взрослых. Если не обсуждать с детьми толерантность, то годам к 13 у них складывается стереотипное отношение к людям с инвалидностью, которое навеяно извне. Когда ты начинаешь у этих детей спрашивать, почему ты думаешь, что ученик, который пользуется инвалидной коляской, менее способен, чем все остальные? Отвечает: «Ну не знаю, вот так от учительницы слышал…»

Материалы по теме:

«Отношение  общества к  детям  с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам», Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации, 2017

Performance and Ratings Based Measures of Executive Function in School-Aged Children with Down Syndrome: Dev Neuropsychol, 2017

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: