Бывшая уборная, курятник, гараж: где вынуждены жить российские пенсионеры

Фото: pxhere.com

79-летняя пенсионерка из Брянской области Нина Макеева уже тридцать лет живет в конюшне. Полноценное жилье ей по закону не положено — конюшня не соответствует условиям программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Все, что смогла предложить ветерану труда администрация города, — переехать в здание сельской школы.

Такие ситуации для России не редкость. По всей стране множество пенсионеров вынуждены жить в разрушающихся домах, а иногда в помещениях, которые вообще не являются жилыми. Несколько подобных историй за последние несколько лет — в подборке «Таких дел».


Бывшая уборная

В 2013 году уфимские издания писали о местной жительнице — 90-летней Капитолине Свининой. Барак, в котором она жила, до революции был богатым купеческим домом. Пенсионерка помогала больной женщине — владелице дома. Та дала Свининой комнату, где раньше была уборная. После смерти хозяйки дома Свинина осталась жить в своей комнате. За свой счет женщина установила печь, холодильник, провела канализацию. Горячей воды в помещении не было, поэтому пенсионерка мылась в общественной бане. По словам Свининой, в каморке кроме нее жил племянник, но появлялся редко. Женщине помогали социальные работники, покупали продукты, лекарства и оплачивали коммунальные счета. За получением жилья в администрацию пенсионерка не обращалась с 70-х годов. Тогда ей в помощи отказали, с тех пор женщина не верила, что ее проблему можно решить.

По документам Свининой вместе с племянником принадлежат 48 квадратных метров жилья в доме. Значит, в улучшении жилищных условий они не нуждаются. Пенсионерка сможет переехать в новое жилье, только если дом признают аварийным и решат снести. После публикаций СМИ ситуацией Свининой заинтересовались в прокуратуре. Удалось ли пожилой женщине добиться жилья — неизвестно.

Каморка бывшей школы

В 2015 году «Вести Алтай» показали сюжет о жительнице Рубцовска — ветеране труда Нине Ткачевой, которая с 1977 года стоит в очереди на получение жилья. На момент выпуска сюжета пенсионерке исполнилось 75 лет.  До пенсии женщина работала в школе техничкой, там же ей предоставили каморку, в которой можно было жить. После выхода на пенсию Нине Ткачевой некуда было переехать, поэтому она осталась жить в здании школы.

Фото: скриншот видеосюжета

Пенсионерка рассказывала, что могла бы и дальше оставаться в школе, но здание признали аварийным и отключили отопление. Чтобы поддерживать тепло, женщина сама смастерила печь, топила ее мусором, который накопился в бывшем школьном спортзале. Кроме печи, пенсионерка включала два электрических обогревателя. По словам Ткачевой, зимой температура в помещении редко поднималась выше 13 градусов.

Накануне зимы 2015 года женщина решила попросить о помощи. Из прокуратуры пришел отказ: свободного жилья в районе нет.

Представители ЖКХ заявили, что предлагали Ткачевой переехать в маневренную комнату, но она сама отказалась. По словам женщины, в той комнате срезаны батареи. На момент выхода сюжета провели проверку, сказали, что комната теплая, сухая, хорошо отапливаемая.

Гараж

В марте 2017 года журналисты екатеринбургского телеканала рассказали историю ветерана труда и инвалида первой группы Ивана Григорьевича. Сейчас ему 85. Последние пятнадцать лет своей жизни он живет в гараже. По его словам, после смерти жены дети выгнали его из дома. По словам пенсионера, они просто не захотели делиться жилплощадью. Мужчина сам привез в гараж мебель, провел свет, подружился с соседями. Неравнодушные жители помогают Ивану Григорьевичу, приносят еду.

Фото: скриншот видеосюжета

При этом он до сих пор прописан в квартире, ежемесячно платит две тысячи рублей за коммунальные расходы. По информации телеканала, дети готовы принять пенсионера домой. Но сам мужчина никуда из своего гаража переезжать не хочет. Говорит, что в коммуналке, где кроме сына живут еще три семьи, одни алкоголики, жить там он боится.  Социальные работники узнали о пенсионере от журналистов.

По закону мужчине положено место в государственных учреждениях временного пребывания, пансионатах, санаториях. Но и туда Иван Григорьевич категорически отказывается переезжать, объясняя это тем, что в гараже ему будет лучше.  

Курятник

В 2015 году«Московский комсомолец» опубликовал репортаж о жизни супругов Чувахиных. Они жили в деревне Барвиха, расположенной в двух километрах от элитного поселка с таким же названием. Пенсионеры строили свой дом много лет, подстраивали новые комнаты, хотели оставить в наследство сыновьям (оба инвалиды). В 2014 году дом сгорел. Чувахины написали заявление в поселковый совет. Депутаты решили помочь супругам, пообещали выдать им два миллиона рублей. Сельская администрация посчитала решение депутатов незаконным и отказалась выплачивать компенсацию.

Пока депутаты и власти решали вопрос, пенсионеры были вынуждены жить в курятнике. Зиму 2014–2015 погорельцы пережили у односельчан. Весной Чувахины снова вернулись на свой участок и заселились в курятник. Продавать участок супруги не хотели, так как считали это место землей своих предков. После выхода репортажа ситуацией пожилой пары заинтересовался местный бизнесмен, он предложил им помощь в строительстве нового дома. Чувахины приняли это предложение, но было ли задуманное выполнено — неизвестно.

Спортзал

В 2016 году канал «АнапаLife» снял сюжет о тренере Николае Немчуке. Мужчине уже больше 70 лет, он всю жизнь занимался кикбоксингом, в девяностые открыл федерацию кикбоксинга в Анапе. В двухтысячные администрация города выделила тренеру подвальное помещение. Немчуков привел подвал в порядок, за свои деньги оборудовал в нем спортзал.

Фото: скриншот видеосюжета

 

Все эти годы пенсионер живет в этом спортзале и тренирует молодых спортсменов. Фиксированной зарплаты у Николая Немчука нет, живет на деньги, которые дают ученики. За семнадцать лет у федерации накопился большой долг за электроэнергию — 160 тысяч рублей. В спортзале отключили свет, тренировки прекратились. В управлении по физкультуре и спорту Анапы комментировать ситуацию отказались. На момент выхода сюжета тренер уже несколько месяцев жил в помещении без света, решения ситуации в ближайшее время не предвиделось. В июне 2017 года в соцсетях появилась информация о том, что группа спортсменов и неравнодушных людей собрала часть суммы, которая пошла в счет оплаты долга за электроэнергию. Немчук записал видео с благодарностью и объявил о возобновлении тренировок.

Объект культурного наследия

В октябре телеканал «Тивиком» рассказал историю жительницы Улан-Удэ Ольги Дружининой, чей дом признан объектом культурного наследия. Здание находится в ужасном состоянии: полы шатаются, стены осыпаются. Сама Дружинина 10 лет назад потеряла зрение, сейчас ей помогают родственники. Деньги на ремонт обычного жилья семья могла бы найти, но дом имеет статус объекта культурного наследия, поэтому ему требуется профессиональная реставрация. Денег на нее нет ни в бюджете города, ни у семьи.

Фото: скриншот видесюжета

Квартира, которую занимает пенсионерка, признана непригодной для проживания. Это значит, что Ольга Дружинина может встать на учет как нуждающаяся в жилом помещении, но для этого нужно собрать огромное количество документов.

Как решится вопрос с жильем для пенсионерки — пока неизвестно.


В июле 2017 года эксперты французского банка Natixis опубликовали ежегодное исследование — Глобальный пенсионный индекс, в котором Россия заняла 40 место из 43.

Рейтинг учитывает несколько показателей, влияющих на комфорт пребывания на пенсии. Так, по уровню доступа к финансовым услугам, которые позволили бы максимально увеличить пенсионный доход, Россия находится на 43 месте, по доступу к качественным медицинским услугам — на 42, по качеству жизни — на 36, а по материальному благополучию — на 35.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: