«Воспитать счастливых людей»: эксперты хотят прописать профстандарт для воспитателей детей-сирот

Помогаем: Дистанционное репетиторство для детей-сирот

В России хотят ввести профессиональный стандарт специалиста по семейному воспитанию — человека, который профессионально работает с детьми в детском доме, детском саду или приемной семье. В подготовке документа участвуют два десятка экспертов и организаций, среди которых педагогические университеты и НКО, помогающие детям-сиротам, и психологи. Чем специалист по семейному воспитанию отличается от обычных воспитателей и чему он может научить детей, рассказал «Таким делам» идеолог проекта Владимир Кабанов, директор по работе с органами власти благотворительного фонда «Арифметика добра».

Кандидат в приемные родители играет с воспитанниками одного из детских домов Магнитогорска
Фото: Владимир Песня/РИА Новости
Владимир Кабанов, директор направления по взаимодействию с органами власти благотворительного фонда «Арифметика добра»
Фото: из личного архива

Зачем нужен специалист по семейному воспитанию?

Сейчас в детских домах работают воспитатели — специалисты, чью деятельность регулируют те же стандарты, что и учителей в начальной школе. Фонд составил общий портрет такого воспитателя: это замужняя женщина 45—50 лет со средним педагогическим образованием и двумя детьми, у которой нет квалификации, но есть большой стаж работы.

Ко многим аспектам работы с приемными детьми воспитатели подходят, опираясь на свой опыт и свои представления о семейных ценностях. Но, как признаются они сами, им не хватает профессиональных знаний: больше половины говорят, что не понимают психологических особенностей детей-сирот (57%), каждая четвертая воспитательница не знает, чего от ее работы хочет государство (24%), и каждая пятая жалуется на сложности из-за социальных особенностей детей (22%).

Эксперты сходятся в том, что профессиональный стандарт педагога (учителя, воспитателя) не отражает специфику работы с детьми-сиротами и, что главное, не учит их жизни после детского дома.

«Профстандарт для воспитателя обычного детского сада уже есть, но сегодня их работа организована по производственному или армейскому принципу. Это законы коллективного воспитания, большая группа — 30 детей одного возраста, — поясняет Кабанов. — Такая форма возникла как задача воспитать из детей хороших работников для производства. На наш взгляд, форма воспитания, особенно маленьких детей в XXI веке, в период информационной революции должна быть организована на принципах семейного воспитания, для воспитания счастливых людей, реализованных в семье и успешных в своей деятельности».

Что делает специалист по семейному воспитанию?

Профессиональный стандарт описывает действия ряда специалистов: воспитателя детского дома, организованного по семейному типу, замещающего родителя или приходящего гувернера.

Если обобщать, то специалист по семейному воспитанию — это тот человек, на которого сможет равняться ребенок-сирота. Вся его деятельность строится на тех же принципах, что и воспитание в семье: атмосфера доброжелательности и любви, принятие ребенка таким, какой он есть, уважение к личности и высокая требовательность, развитие положительных качеств и защита прав и интересов ребенка.

Однако этого недостаточно. Специалист по семейному воспитанию — это еще и психолог, который глубоко погружен в проблемы ребенка, знает его специфику и как грамотно оказать ему поддержку, особенно в переломные моменты, когда ребенок уходит в приемную семью, возвращается в кровную или хочет построить собственную.

Помимо этого, в профстандарте специалиста приветствуется квалификация повара. Как уточнил Кабанов, это актуально для детских домов семейного типа, где воспитатель может сам готовить еду для небольшой разновозрастной группы. Такая практика уже есть в некоторых организациях для детей-сирот в Москве.

Как можно подготовить ребенка к семейной жизни?

Психологическая подготовка

То, как ребенка будут готовить к семейной жизни, зависит от него самого, поясняет Кабанов. Если ребенок любит свою кровную семью и хочет вернуться в нее — специалист будет вести с ним поддерживающие беседы, семейный альбом. Если родители тоже хотят вернуть ребенка и делают все необходимое для этого — специалист будет организовывать встречи с родителями, передавать письма друг к другу.

Читайте также Сказка о добавленном времени

Есть и обратная ситуация: когда родителей нет, они по каким-то причинам не могут сейчас восстановить семью или же из-за жестокого обращения ребенок не хочет туда возвращаться сам. Тогда специалист будет стараться постепенно изменить отношение ребенка к семье как таковой. Проговорит, представляет ли тот жизнь в замещающей семье, и будет подбирать такую семью, где ребенку будет комфортно.

«Наверное, сколько детей-сирот, настолько разная палитра отношений к семейным ценностям. Воспитателю необходимо знать историю семьи ребенка и уметь наладить с каждым индивидуальную работу по возвращению в родную семью или замещающему семейному устройству», — заключает эксперт.

Бытовая подготовка

Сейчас есть такая проблема: после выхода из детского дома молодые люди часто либо вовсе не разбираются в бытовых вопросах, либо очень слабо представляют, что это такое. Из-за того что в стандартных детдомах они получали все централизованно, им сложно понять, как нужно тратить деньги, как делать уборку, как искать работу.

«Поэтому и важно, чтобы воспитатель, как родитель в семье, мог уметь своим примером показать ответственное отношение к себе, к жизни, к людям, — поясняет Кабанов. — Чтобы мог приготовить обед вместе с детьми, мог сходить с детьми в магазин, показать, как надо выбирать и покупать».

Во многих детских учреждениях семейного типа такая работа уже проводится. В такой среде обучение социально-бытовым вопросам происходит гармонично и естественно, добавил он.

Помощь жертвам насилия в семье

Нет статистики, сколько детей-сирот пострадали от насилия или жестокого обращения до того, как оказались в детдоме. Но, как замечает эксперт, часто родители, лишенные прав, жестоко обращались с детьми. Это серьезная психологическая травма для ребенка, и нужно знать, как работать с такими травмами.

В России психолог есть не в каждом детском доме, но даже если он есть — это всего лишь один человек на всех подопечных, что крайне мало для психически травмированных детей, добавляет Кабанов. Детские дома семейного типа, где группа состоит из нескольких детей разного возраста, позволяют уделить внимание каждому, но специалист по семейному воспитанию должен иметь психолого-педагогическое образование, чтобы правильно выстроить с ними работу, поэтому авторы внесли такое требование в профстандарт.

Как будут внедрять новый профстандарт?

В 2018 году Московский государственный педагогический университет при поддержке фонда «Арифметика добра» открывает набор на бакалавриат психолого-педагогического направления «Семейное воспитание». Это первая подготовка воспитателей нового типа, которые будут работать с малой разновозрастной группой детей.

Работа над профстандартом ведется с декабря 2017 года. В мае 2019 года его будут согласовывать с экспертным сообществом, а после отправят в Минтруд. В дальнейшем профстандарт будут использовать для разработки Федерального образовательного стандарта, чтобы готовить программу обучения таких специалистов.

«Сегодня профстандарт имеет скорее рекомендательный характер, — признает Кабанов. — Но, учитывая, что практически никаких рекомендаций по содержанию деятельности воспитателей организаций для детей-сирот нет, он должен сыграть значительную роль при разработке должностных инструкции и дальнейшем осмыслении деятельности воспитателя».

Помочь

Оформите пожертвование в пользу организации «Арифметика добра»

Выберите тип и сумму пожертвования
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: