Как психология может помочь больным раком и врачам-онкологам

Любой человек боится услышать, что у него рак — но и врачу нелегко сообщать такой диагноз. Врачу приходится не только лечить, но и успокаивать, и поддерживать пациента, выполняя роль друга, духовника и психолога. Многие медики до сих пор убеждены, что это неотъемлемая часть их профессии — но правильно ли брать на себя такую нагрузку?

Как хирург не будет сверлить зуб без крайней необходимости, так и онколог не должен брать на себя задачи психолога, в этом мнении сходятся эксперты международного онкологического форума «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. «Такие дела» разобрались в том, как психологическая поддержка способна избавить онкобольного от боли, а врача — от профессионального выгорания.

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Почему пациентам нужна психологическая помощь при раке

Онкологическое заболевание является психотравмирующим, потому что угрожает жизни и подрывает привычные представления о ней, рассказывает медицинский психолог НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова Кристина Кондратьева.

В своем исследовании на примере молодых женщин, столкнувшихся с раком молочной железы (РМЖ), она объясняет, что от того, как пациент представляет себе столкновение с раком, зависит характер психологической травмы: «Наши пациенты с РМЖ вступают в процесс лечения с позицией: «Я сильная, я со всем справлюсь». Эта позиция не позволяет пациентке пластично реагировать на все, что с ней происходит: выходит, что на все я буду реагировать своеобразным геройством. Она затрачивает много психической и физической энергии, ведет к астенизации (слабости  прим. ТД), и в дальнейшем пациент выходит в ремиссию, а у него нет сил на жизнь».

Валерия Мохнина
студентка кафедры клинической психологии РГУПУ имени Герцена

Условно здоровые женщины воспринимают понятие «онкологическое заболевание» как дающее новые возможности, новые встречи, как дающее возможность для проявления материнства и женственности, как причину для расслабления — в то время, как женщины с РМЖ говорят об опасности, о лишениях. Травмирующим фактором становится вынужденная смена представлений о данном понятии, существующих до момента заболевания при столкновении с его реальными последствиями.

Как онкопсихологи помогают пациентам

Справиться с вынужденной сменой представлений о себе, жизни, будущем и лечении помогают онкопсихологи. В научно-исследовательском центре имени Бехтерева два года проводили психологическую реабилитацию среди больных, у которых впервые диагностировали рак. Раз в неделю онкобольные встречались с психотерапевтом на индивидуальной консультации, а еще раз в неделю  работали в группе.

Спустя 10 встреч с онкопсихологами у пациентов снизился эмоциональный дискомфорт и тревога о будущем, рассказывает младший научный сотрудник исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева Павел Чернов. Они стали чаще обращаться за помощью и поддержкой к окружающим, не стеснялись говорить о том, что их тревожит, с медиками и стали чаще обсуждать свои проблемы с близкими людьми. Онкобольные стали меньше уставать и жаловаться на отсутствие аппетита. С точки зрения онкологов же, главным достижением реабилитации стало то, что в группе не было ни одного отказа от сеанса лучевой и химиотерапии.

Такого продвижения удается добиться за счет работы мультидисциплинарной команды, где каждый врач оказывает помощь в рамках своих компетенций. «Врач общего профиля недостаточно хорошо подготовлен к специфике врача-психолога или клинического психотерапевта, поэтому и нужны в мультидисциплинарной команде такие специалисты. Тогда и нагрузки на лечащего врача будут намного ниже»,  подчеркивает кандидат психологических наук, научный сотрудник центра онкологии имени Н.Н. Петрова Маргарита Вагайцева.

Как врачи могут поддержать пациента

Для больного не найти лучшего специалиста, с которым можно поговорить о том, что его действительно беспокоит, чем лечащий врач, признает кандидат психологических наук, старший научный сотрудник центра онкологии имени Н.Н. Петрова Валентина Чулкова. Но врач должен оказывать психологическую помощь только в рамках своей профессии, правильно ведя прием. По остальным вопросам необходимо переключать пациента на специалиста.

Общение с врачом на приеме влияет на моральное состояние больного и его настрой на выздоровление, считает создательница блога «Ульяна против рака» Ульяна Шкатова (у девушки четвертая стадия меланомы, сейчас она находится в ремиссии  прим. ТД). Она опросила 118 человек с онкологическими диагнозами, и с этим утверждением согласны 97% респондентов.

«Зачастую пытаясь сохранить положительное эмоциональное настроение у пациента, врач может дать недостаточно информации,  рассказывает Шкатова.  Часто слышала истории, когда врачи говорили: все хорошо, операцию сделали, приходите через три месяца на проверку. И если врач не донес всю серьезность ситуации, то пациент может просто не прийти через эти три месяца. Здесь важен баланс между положительным эмоциональным состоянием пациента и желанием донести всю серьезность ситуации».

Положительное эмоциональное состояние пациента складывается из того, насколько спокоен и уверен в себе врач, как он относится к пациенту  достаточно ли тактично и доброжелательно, есть ли индивидуальный подход. Пациенты чувствуют себя спокойнее, если врач в четких формулировках говорит им о течении болезни, способах терапии и побочных эффектах, ясно отвечает на вопросы, приводит в пример конкретные случаи и готов быть на связи.

Последний пункт особенно важен, подчеркивает Шкатова: «Просто визитка с телефоном врача в кармане уже положительно повышает эмоциональное состояние». Врачу при этом следует оговорить время, когда ему можно и нельзя звонить или писать, чтобы сохранить свои границы.

Каждый четвертый онкобольной в стационаре готов принять психологическую помощь от психолога  и еще столько же скорее обратятся за поддержкой к медсестре. Об этом свидетельствуют данные опроса, который провела выпускница петербургского фельдшерского колледжа Татьяна Вихрова. Пациенты говорят, что доверительные отношение с медсестрами помогают им справиться с тревогами и страхом перед процедурами.

Большинство медсестер онкологического отделения тоже чувствуют себя обязанными оказывать психологическую поддержку пациентам, но считают, что у них недостаточно знаний и навыков для этого. Они хорошо относятся к дополнительному обучению психологии, но из-за постоянной усталости и большой нагрузки на их готовность оказало бы большое влияние время, которое бы заняла подготовка.

«Надо расширять знания медсестер, разработать для них методические рекомендации по психологической работе с онкобольными и внедрить коммуникативные программы, которые бы тренировали коммуникативные навыки и умения медсестры»,  заключает Вихрова.

Как онкоспециалистам защищать себя от выгорания

Когда врачи переносят на себя болезни пациентов и слишком эмоционально включаются в их трудности, они рискуют своим психологическим здоровьем. Ведущий психолог службы «Ясное утро» Ольга Плющева на примере консультантов службы горячей линии онкобольным изучила, что дает возможность специалистам восстанавливать свои резервы и развиваться, несмотря на тяжелую психологическую обстановку.

Читайте также «Мы не лечим, мы говорим о качестве жизни»: кто такие онкопсихологи и зачем они нужны

Консультанты оценивают каждый седьмой звонок на горячую линию как средней степени кризисности, а каждый сотый  как высокий. Сложнее всего им даются звонки, связанные с детской онкологией, суицидами, терминальными стадиями рака, страхом смерти и горем по умершему родственнику  и часто переживания совпадают с тем, что испытывает сам работник.

Главным фактором психологической защиты сотрудники «Ясного утра» считают атмосферу коллегиальности (30%), на втором месте  профессиональное совершенствование (27%), а на третьем  супервизия (19%)  процесс, во время которого специалист вместе с другим экспертом прогнозирует эффекты терапии и осознает свои ошибки. На четвертом месте  хобби и комфортные условия работы.

Консультанты отмечали, что больше всего в работе им помогали спокойствие, чувство юмора, стрессоустойчивость, сочувствие и уважение к звонящим, умение слушать и соблюдать границы, а также желание помогать.

Организация может сама выстроить работу таким образом, чтобы поддерживать психологическую защиту своих сотрудников: определить идейные ценности и транслировать их, подбирать персонал с учетом нагрузки и ролей в команде, организовать комфортные условия труда, обеспечить супервизию и повышение квалификации, а также развивать корпоративную культуру, совместный досуг, признавать заслуги и давать сотрудникам возможность влиять на произвольные решения и видеть результаты труда.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: