«Но что с этим знанием делать потом?»: врач-геронтопсихиатр рассказывает, как распознать признаки болезни Альцгеймера

Сентябрь — месяц привлечения внимания к болезни Альцгеймера во всем мире. В этом году кампания проходит в седьмой раз. Ее цель — повысить осведомленность о заболевании и помочь как заболевшим, так и их родственникам преодолеть страх перед диагнозом. В рамках этой акции «Такие дела» поговорили с врачом-геронтопсихиатром частной психотерапевтической клиники Mental Health Center, вице-президентом фонда «Альцрус» Марией Гантман о том, как можно распознать у близкого человека признаки болезни Альцгеймера и когда стоит обратиться к врачу.

Фото: Annie Rice/AP / TASS

— Когда пишешь в Google запрос «признаки болезни Альцгеймера», поисковик выдает симптомы, которые можно встретить у большинства пожилых людей. Как отличить обычные проблемы с памятью от первых признаков болезни Альцгеймера?

Врач-геронтопсихиатр частной психотерапевтической клиники Mental Health Center, вице-президент фонда «Альцрус» Мария Гантман
Фото: Мария Крайнова

— Одно дело, когда человек забыл, как зовут актера Куравлева, притом что последний раз произносил его имя лет двадцать назад и вообще с ним в обычной жизни не встречается. А другое дело, когда человек забыл, как зовут собственного зятя или как называется кружка, если он постоянно переспрашивает что-то, хотя ответ получил несколько минут назад, и такое происходит регулярно. Если у вас возникают сомнения, что это — нормальная забывчивость или признаки Альцгеймера, то лучше сходить к врачу и проверить более подробными тестами, возрастная ли это норма или уже нет.

— Какие еще есть яркие сигналы того, что нужно обратиться к врачу?

— [Человек] потерялся на улице. Причем многие, кто заболел, теряются постоянно. Если человек хотя бы один раз потерялся, не смог найти дорогу домой — это ненормально, нужно выяснять, что с ним происходит. Кладет вещи в какие-то несвойственные места и все время их теряет. Конечно, любой человек может хоть раз в жизни потерять паспорт. Но когда он делает это каждую неделю — это тревожный признак.

Вообще, если близкие внимательны, они замечают странности, и у каждого человека они свои. Кто-то начинает хлам в квартире копить, кто-то — обвинять соседей в том, что они ему вредят.

Здоровый человек не становится с годами сварливым и раздражительным

Если это происходит, значит, с ним что-то не так. Необязательно болезнь Альцгеймера, может быть, депрессия или атеросклероз.

— Свойственна ли заболевшему апатия и в чем это проявляется?

— Здесь как раз сложно понять, что является естественным снижением активности с возрастом, а что признаком болезни. Понятно, что человек в 70 лет может не захотеть пойти на шумную вечеринку. Но если в его характере происходят значительные изменения, родственникам стоит обратить на это внимание. Например, [человек] стал более замкнутым, не хочет никого видеть, не хочет ничем заниматься. Или раньше он читал много книг, любил гулять, а сейчас перестал — это все-таки признак депрессии или деменции. Возможно, он не читает потому, что не запоминает, что было на предыдущей странице, и ему просто неинтересно.

— Во время болезни нарушается кратковременная или долговременная память?

— Нарушается именно кратковременная [память], запоминание того, что было буквально несколько минут назад, что было сегодня. А вот то, что было в 1940 году, например, больной помнит отлично. При болезни Альцгеймера отмирают те отделы мозга, которые отвечают за извлечение информации из памяти, и люди не могут вспомнить то, что нужно вспомнить именно сейчас. Они могут внезапно вспомнить кусок, который, казалось бы, забыли, тогда, когда от них этого никто не ожидает. Но на прямой вопрос, какой сейчас год, они теряются и не могут извлечь это из памяти.

— Есть ли какие-то тесты, которые можно провести дома и понять, что нужно идти к врачу?

— Самый простой тест называется «Мини-Ког». Это три задания. Первое — называете три любых существительных, просите запомнить. Например, яблоко, стол, монета. Человек повторяет. Как правило, с этим справляются. Второе задание — просите нарисовать круглый циферблат часов и стрелки, которые показывают определенное время. Это чувствительный тест на то, помнит ли человек вообще, как выглядят часы, и может ли он правильно расположить объекты в пространстве. И третье задание — просите повторить те три слова, что называли в начале. С интервалом в две минуты (или меньше, если он нарисовал часы быстрее) здоровый человек должен помнить все три слова. Если не помнит хотя бы одно, лучше обратиться к врачу.

— Что ждет его у врача? Какие испытания проводят в первую очередь?

— Здесь нужно не ошибиться с выбором специалиста. В идеале нужно везти пациента к неврологу, потому что большинство причин деменции — это именно неврологические расстройства, физические поражения головного мозга. Среди психиатров хорошо знают эти расстройства только те, кто специализируется на работе с пожилыми людьми. Хотя сначала можно обратиться и к терапевту, который должен назначить общее обследование, потому что иногда приводят человека с жалобами на деменцию, а там, оказывается, воспаление почек, например.

У пожилых людей состояние мозга может очень сильно зависеть от самочувствия. На самом деле так у всех: если у молодого здорового человека температура 40 градусов, он будет плохо соображать. Пожилому человеку, чтобы плохо соображать, достаточно температуры 37 градусов, которую никто и не заметит. Поэтому сначала нужно исключить телесные проблемы. Затем следует неврологическое исследование, тестирования. Часто понятно, какие отделы мозга поражены, по тому, с какими заданиями он не справляется. Направляют на КТ или МРТ головного мозга.

— Лекарства от болезни Альцгеймера нет, но есть версии, что, если вовремя обратиться к врачу, можно замедлить процесс прогрессирования заболевания. Так ли это?

— Тут нужно реалистично представлять, насколько вы сможете это замедлить. Ученые проводили исследование среди людей с болезнью Альцгеймера: одной группе давали плацебо, а другой — специальные препараты. Было проведено множество исследований, некоторые из них длились до трех лет. В результате увидели, что в группе, получавшей препарат, итоги тестов несколько лучше, чем в той, где люди принимали плацебо. После получения таких данных в научном сообществе стали считать, что это норма — давать противодементные препараты. Хотя нужно понимать, какая это разница. Разница между плацебо и препаратом была в среднем 3-4 балла из 70 за год. В быту родственники, скорее всего, этого не заметят. Тем не менее мы даем эти препараты — из соображений, что так повышаем вероятность более долгого стабильного состояния.

— В основном болезнь Альцгеймера развивается у пожилых людей. Может ли она быть у молодых?

— Да, может. Причиной могут стать дефекты в генах. Например, у людей с синдромом Дауна часто развивается болезнь Альцгеймера, так как они стареют рано. Они могут заболеть в 20—30 лет, потому что у них есть генетические нарушения.

Широкий скрининг, то есть обследование всех подряд на болезнь Альцгеймера, не рекомендован, потому что с точки зрения планирования своей жизни сомнительна целесообразность определения своего риска. Ну хорошо, узнаете вы, что у вас риск заболеть Альцгеймером к 60 годам равен 20 или 80 процентам, как от этого будет зависеть планирование вашей жизни? И так и так это может не реализоваться. То есть человек с предрасположенностью к болезни Альцгеймера имеет большую вероятность умереть от совершенно других причин, и даже если он умрет от болезни Альцгеймера, у него все равно нет никаких надежных способов это предотвратить. Все эффективные лекарства показали свое действие только на стадиях, когда деменция уже развилась. А вообще, накопление патологических белков начинается за много лет до проявления самой болезни. Можно взять спинномозговую жидкость, отправить ее на иммуноферментный анализ на бета-амилоид и получить точный ответ, развивается у молодого человека болезнь или нет, то есть можно выявить признаки болезни Альцгеймера в молодом возрасте. Но что с этим знанием делать потом?


В рамках Международного месяца привлечения внимания к болезни Альцгеймера фонд «Альцрус» запустил благотворительную акцию «Доноры памяти». В ней может принять участие каждый желающий: нужно выложить в любую из соцсетей любую фотографию (пейзаж, семейное фото, портрет и так далее) с хештегом #memorydonation. Все фотографии с хештегом будут подгружаться на партнерский фотосток, все средства от продажи пойдут в фонд.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: