Как защитники природы спасают тигров на Дальнем Востоке

31 марта на Discovery Channel покажут* документальный фильм «Спасти тигра» режиссера Росса Кауфмана. Эта лента — часть глобального проекта C.A.T., который призван удвоить число тигров в дикой природе к 2022 году. Фильм рассказывает о начале глобальной дискуссии об охране тигров в Индии и о ежедневной полевой работе по спасению этих редких животных, проводимой Всемирным фондом дикой природы (WWF) в России.

Главным героем стал Павел Фоменко, руководитель отдела Амурского филиала WWF России по сохранению редких видов, который больше 25 лет занимается защитой тигров. «Такие дела» поговорили с Фоменко и другими представителями фонда и узнали, почему спасать тигра — значит охранять дикую природу в целом и как этим занимаются специалисты на Дальнем Востоке.


Почему нужно спасать тигров?

За последние 100 лет численность хищников в дикой природе сократилась на 97% (со 100 до трех с половиной тысяч животных). Из девяти главных видов три — балийский, яванский и туранский тигры — полностью вымерли, другие, такие, как южно-китайский тигр, содержатся только в неволе. Амурских, суматранских и малайских тигров всего несколько сотен, они считаются вымирающими. Кроме того, по всему миру нелегально торгуют частями тел тигров.

Наиболее полные данные о состоянии популяции амурского тигра дают единовременные учеты животного во всем ареале; последний такой учет был в 2015 году, сообщили ТД в Амурском филиале WWF России.

численность амурского тигра — 540 особей

На Дальнем Востоке Всемирный фонд дикой природы появился 25 лет назад, в 1994 году, с проектом по сохранению амурского тигра и мест его обитания. «Время было очень сложное: в условиях меняющегося законодательства браконьерство расцвело пышным цветом, — говорит директор Амурского филиала WWF России Петр Осипов. — Тигриные шкуры и другие биоресурсы утекали за рубеж. Надо было помочь поставить этому заслон».

«Тигр для меня — “зонтик”, под которым я могу охранять все живое: маленьких кабанчиков, которых он ест, лес, в котором он живет, речку, из которой он пьет, — говорит Фоменко. — Самый сильный вид страдает больше всего, потому что он зависит от всей [экосистемы]. Систему надо охранять целиком, а деньги дают [именно] на тигра. На этого сильного, могучего, но такого уязвимого [хищника]».

Как защищают тигров на Дальнем Востоке?

Работа фонда началась с создания антибраконьерских бригад в крупнейших заповедниках Дальнего Востока, рассказывает Фоменко. Первые бригады появились в Лазовском и Сихотэ-Алинском заповедниках. В последние пять лет сохранением вида WWF занимается вместе с центром «Амурский тигр» — поддерживает антибраконьерскую работу Охотнадзора, ведет мониторинг животных с помощью фотоловушек. Среди партнеров фонда — Российская академия наук, таможенные органы, полиция и охотничьи хозяйства, на территории которых отрабатываются методы охраны и поддержания высокой численности копытных животных, от которых зависит благополучие тигра (в том числе питание).

Павел Фоменко
Фото: кадр из фильма "Спасти тигра"

В 2013 году защитники природы добились введения уголовной статьи за добычу, хранение, перевозку, покупку и продажу краснокнижных и особо охраняемых животных, их частей и дериватов. Поправки 2018 года ужесточили наказание, учитывая торговлю через интернет, а для группы лиц браконьерство чревато шестью-девятью годами тюрьмы. «Это очень серьезно спасает тигров», — говорит Фоменко, который сам является судебным экспертом.

Когда защитники природы обнаружили, что браконьерам удается перевозить убитых животных через границу, во Владивостокском филиале Российской таможенной академии при поддержке фонда был открыт специальный центр охраны дикой природы. Курсанты академии читали специальные программы для пограничников. По словам Фоменко, на курсах даются навыки распознавания товаров (например, чтобы они могли определить краснокнижных животных), а еще есть дисциплины по природоохранному законодательству.

Кроме того, исследователи обнаружили, что, если не минимизировать столкновения между тиграми и местным населением, животных будут убивать чаще. Для этого в службах охотнадзора Приморского и Хабаровского краев создали группы по разрешению конфликтных ситуаций с крупными хищниками. Фоменко говорит: «Это опасная работа: когда на тебя летит разъяренный тигр, а ты стоишь с этим несчастным духовым ружьем со шприцем, и тебе надо просто не убежать, не залезть на дерево, а выстрелить в нужное место».

В начале 2018 года рядом с селом Алексей-Никольское под Уссурийском появилась тигрица с двумя тигрятами, она охотилась на собак и пугала местных жителей. Тогда сотрудники охотнадзора совместно с WWF и центром «Амурский тигр» провели целую операцию по отлову, именно этот эпизод показан в фильма «Спасти тигра», включая и трагический случай, когда тигрица Казачка ранила Фоменко во время плановой вакцинации. После курса реабилитации в центре «Тигр» конфликтную тигрицу отправили в зоопарк в Красноярском крае. Двое ее детенышей, Павлик и Елена, будут вскоре выпущены в дикую природу, рассказали ТД в Амурском филиале WWF.

Благополучие краснокнижных видов напрямую зависит от среды их обитания: чем лучше они защищены, тем выше вероятность их выживания, говорит Осипов. Он рассказывает, что за 25 лет работы WWF в Амурском экорегионе было создано 7,6 миллионов гектаров особо охраняемых природных территорий: шесть национальных парков, два заповедника, расширены территории трех заповедников. Кроме того, увеличиваются федеральные и региональные заказники и экологические коридоры.

В 2015 году постановлением правительства России был создан национальный парк «Бикин». Охраняемыми стали больше миллиона гектаров леса в бассейне реки Бикин. Фоменко говорит, что это самый большой национальный парк для тигров, и считает это достижение ключевым: «Это памятник, который мы сами себе воздвигли».

Ведущий специалист отдела Амурского филиала WWF по связям с общественностью Юлия Фоменко считает большой победой то, что на сторону защитников природы переходит все больше молодых людей. «У нас проходит масса семинаров, на Дальнем Востоке мы возрождаем движение студенческих отрядов по охране природы, — говорит она. — Каждый год мы проводим для них полевые лагеря, учим их».

Что предстоит сделать?

«Я работаю в этой организации 25 лет, а тигра охраняю 30 с лишним лет. Должное внимание государства я ощущаю, в общем, только сейчас», — сказал Павел Фоменко на публичном обсуждении фильма. «Таким делам» он признался, что 30 лет назад наметил план охраны природы и выполнил его на 70%. В оставшиеся 30% входит очень много мелочей, решение которых может занять всю оставшуюся жизнь.

«Это изменение лесного кодекса, который позволяет воровать лес, изменение охотничьего законодательства, которое позволяет браконьерам уходить от ответственности, — говорит Фоменко. — Нам нужно дополнительно создать еще несколько охраняемых территорий. Очень важно выстроить еще несколько систем, например, систему минимизации конфликтов, систему судебных экспертиз в отношении объектов дикой природы».

Читайте также Иван и Серый волк

Если вдруг из-за болезни исчезнет популяция кабанов (кабаны составляют около 60% питания тигра), от голода тигр пойдет в населенные пункты. «Нужно быть готовым к этим вызовам, — говорит защитник природы. — Мы учимся ловить тигров. Мы учимся их выхаживать. Мы учимся минимизировать конфликты с местным населением, когда тигры [нападают на домашних и сельскохозяйственных животных]. Это одна из систем, которая, к сожалению, пока не налажена».

Каждый человек может помочь в защите тигра, изменив свое отношение к природе в целом, считает Фоменко. На тигра, стоящего во главе экосистемы, могут влиять, на первый взгляд, незначительные факторы: «Мы где-то загрязнили речку, мы где-то неправильно выбросили мусор, мы бросили спичку и подожгли лес, мы нажали на спусковой крючок ружья не там, где надо, и выстрелили не в того, в кого надо, мы вовремя не поставили свою подпись под какой-то петицией».

Фоменко объясняет, что для охраны тигров, кроме личного участия и политической воли, нужны средства. Трагедия, которая случилась с ним год назад и показана в фильме, произошла из-за того, что при атаке тигрицы (этого требует технология вакцинации — прим. ТД) не выдержала сетка, которую вовремя не поменяли.

«80% тигров обитает вне заповедников и национальных парков, поэтому во многом за них отвечает Охотнадзор, — объясняет руководитель отдела Амурского филиала WWF по сохранению редких видов. — Сейчас [ведомство] находится в дефиците бюджета, и мы, понимая значимость этой структуры, на протяжении уже почти 25 лет помогаем ей в работе».

В WWF также сообщили, что Discovery Channel в течение года будет финансировать работу дальневосточного национального парка «Бикин». 250 тысяч долларов, собранные во время совместной кампании с фондом, направят на сохранение редких хищников и развитие парка.

*Фильм «Спасти тигра» покажут на Discovery Channel 31 марта в 20:00.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: