В России хотят запретить иностранцам работать гидами из-за засилья нелегалов. Кто от этого пострадает?

В России начался высокий туристический сезон Санкт-Петербург, Москву, города Золотого кольца и другие направления посетят миллионы иностранных туристов, прежде всего из Китая. Вместе с тем в Совете Федерации поддержали идею о запрете работать в России гидам, не обладающим гражданством РФ. «Такие дела» поговорили с представителями туристической сферы и выяснили, что большинство из них поддерживает это решение из-за засилья гидов-нелегалов, но под удар попадут и сотни легальных гидов-экспатов.

Туристы в очереди в Екатерининский дворец. Царское Село (Пушкин), Санкт-Петербург
Фото: Румянцева Наталия / Фотобанк Лори

Засилье нелегалов

Сейчас на рынке есть два типа работников экскурсоводы и гиды-переводчики, которые работают с иностранцами. Заметная их часть представители гуманитарных профессий, подрабатывающие таким образом в туристический сезон, оформлены они как самозанятые или индивидуальные предприниматели. Они заключают временные контракты с турфирмами, получают лицензии музеев (то есть разрешение на проведение экскурсий в том или ином музее. — Прим. ТД) и аккредитуются в городских органах. В Санкт-Петербурге, главном туристическом направлении России, аккредитации выдает Городское туристско-информационное бюро (ГТИБ).

Приблизительно 10 лет назад, рассказывает председатель Содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга Светлана Иванова, на этот рынок стали проникать нелегалы. Сейчас большая их часть китайцы, но речь идет не только о них.

Китайские турлидеры, наладившие поток гостей и освоившиеся в городе, стали замещать собой местных гидов-переводчиков, а те начали терять работу. Затем они стали отказываться и от услуг местных турфирм, самостоятельно организовывая поездки от и до. Иванова видит в этом угрозу постепенного обрушения всего сектора туристической экономики.

Некоторые из этих гидов-нелегалов прилетают с группами в качестве туристов и покидают страну вместе с ними, некоторые стараются закрепиться в России и получают, например, студенческие визы и разрешения на временное проживание.

Опрошенные «Такими делами» гиды подтверждают насущность проблемы. «Нелегалы хамят, орут, ругаются матом, плюются, оскорбляют гидов, работающих по правилам музеев, при любой попытке призвать к порядку: не лезть без очереди, не трогать руками шедевры в музеях, не фотографировать да Винчи со вспышкой и так далее», рассказывает гид Анастасия Лисовик.

Закон защитит всех

Сейчас, говорит Иванова, сообществам российских гидов удалось донести до властей существующие проблемы, в том числе из-за этого начинаются законодательные подвижки. «Турпоток сильно вырос, но доходы от него не растут. Вся инфраструктура города испытывает серьезную нагрузку, а бюджет за это ничего не получает», — объясняет гид. К тому же, отмечает Иванова, гиды-нелегалы дают искаженное представление об истории России, Петербурга и его памятников из-за низкого уровня квалификации. Эту проблему обсуждают в группе «Гиды Петербурга» во «ВКонтакте», ее также признавал и генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

По последним данным, Санкт-Петербург за 2018 год посетило 8 миллионов туристов, при этом работающих активных российских гидов в городе около 5 тысяч. По словам Ивановой, этого достаточно, чтобы покрыть туристический спрос, поскольку ежедневно каждый гид обслуживает группы по 2040 человек.

Схожие схемы вслед за китайцами начинают перенимать турлидеры из Индии, Турции, Ирана и других стран со стабильным турпотоком в Россию. По мнению Ивановой, связано это с тем, что нынешнее законодательство о туризме, принятое в 1996 году, устарело.

Законопроект прошел через Министерство культуры, сейчас он передан на рассмотрение в Минэкономразвития. В нем говорится, что гидом может быть только гражданин России. «Предложенный законопроект не затрагивает значительную часть существующих проблем, в частности выработку эффективного механизма контроля и реального применения санкций к лицам и организациям, нарушающим закон», отмечает Иванова. В документе также говорится, что гид должен проходить переаттестацию раз в пять лет. Минэкономразвития в своих правках пишет, что это переаттестация, которая создает дополнительную нагрузку, с позицией ведомства соглашается Иванова.

Она отмечает, что одна из формулировок закона исключает возможность работы по договору гражданско-правового характера, как работает большинство гидов сейчас, или в рамках самозанятости. По ее словам, единицы находятся в трудовых отношениях с какими-либо компаниями гиды работают сезонно (пик приходится на лето), поэтому турфирмы не стремятся брать их в штат, чтобы избежать лишнего налогообложения.

Иванова признает, что запрет негражданам РФ работать гидами сам по себе не решит проблему нелегалов, но у легальных российских гидов после принятия законопроекта появится дополнительный рычаг воздействия и повод обратиться в правоохранительные органы. По ее мнению, туристическая полиция должна активнее заняться борьбой с гидами-нелегалами после принятия законопроекта.

Ассоциация гидов-переводчиков Петербурга будет также настаивать на внесении региональных ограничений: «Гид, который работает в Петербурге, не должен работать в Москве. Наша специализация четко привязана к региону».

Ущерб легальным иностранцам

В Москве и Петербурге много гидов-экспатов, которые при этом имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство и могут сейчас сдавать экзамены гидов, получать лицензии музеев и даже городские аккредитации. Анна Николау, соруководитель учебного центра гидов «XXI век», где такие легальные гиды проходят обучение на переводчиков, полагает, что запрет напрямую затронет эту группу специалистов. Она также категорически высказывается против работы нелегалов, но говорит, что возможный запрет это больная тема для других гидов-иностранцев.

Согласно нынешнему законодательству, аккредитация в ГТИБ добровольна для любого гида, к тому же открыта для любого иностранца без российского паспорта, но с видом на жительство или разрешением на временное проживание. Работающих таким образом иностранцев Николау определяет как легальных, именно такие проходят обучение в ее центре. Две трети из них получили высшее образование в российских вузах, многие работают в области педагогики и подрабатывают гидами.

По словам Николау, Содружество профессиональных гидов-переводчиков стремится не пустить эту категорию легальных иностранцев на рынок «ни за что и никогда». «Они [ученики-иностранцы] приходят, тратят деньги, тратят время, по пять месяцев изучают российскую историю, архитектуру, религии, осваивают обзорные экскурсии по Санкт-Петербургу и его популярным музеям, проходят промежуточные аттестации. Если их не пускают дальше в профессию, их место занимают нелегалы», говорит Николау.

Легальный гид, этнический китаец, который попросил представить его Павлом, несколько лет работает гидом в Санкт-Петербурге, окончил учебный центр «XXI век», имеет вид на жительство и лицензию на работу в нескольких музеях (Петропавловская крепость, Екатерининский дворец, Исаакиевский собор), но за это время так и не смог получить общегородскую аккредитацию гида-переводчика. Для того чтобы иметь ее, нужно сдать экзамен, который проводят рабочие комиссии ГТИБ, при успешном прохождении выдается аккредитационная книжка. Раз за разом на экзамене Павла, по его утверждению, срезают, несмотря на то что он дает правильные ответы. Похожее происходит и во время экзаменов для получения лицензии в некоторых музеях, например в Петергофе.

«Ситуация ужасная и непорядочная. Мы имеем вид на жительство и всегда работали по правилам, по закону. Мы не как те гиды, которые не понимают русскую историю и языка», говорит Павел. По его мнению, на данный момент местных гидов-китаистов недостаточно, чтобы работать с китайскими группами.

Чуть больше ста таких легальных гидов-китайцев создали и зарегистрировали в соответствии с законами РФ свою ассоциацию «Восточная мудрость» и сами выступают против нелегальных китайцев.

Как и Иванова, Николау считает, что бороться с засильем нелегалов должна прежде всего туристическая полиция. Но борьба с «засильем нерусских» в виде такого срезания на экзаменах неприемлема, подчеркивает она.

Соучредитель «XXI века» считает, что это не плохо для любого туриста, когда экскурсию ему проводит носитель его родного языка. Исходя из этого, заключает Николау, все должны быть в одинаковых условиях, а делить гидов нужно по признаку профессионализма и соблюдения законодательства, а не этнической принадлежности.

Ситуация в Москве

Принципиально от петербургской картина не отличается ни в Москве, ни в других городах России, комментирует директор московской Ассоциации гидов-переводчиков Александр Осипов. Организация также поддерживает мнение, что гидами-переводчиками могут быть исключительно граждане Российской Федерации и что их компетенции должны распространяться только на тот регион, в котором они работают.

«Мы напираем на то, что гипотетическая обязательная аттестация гидов должна проводиться экспертными органами именно субъекта федерации. Выехав за пределы своего региона, он может быть сопровождающим, выполнять информативные функции, но место гида он должен уступить другим людям», говорит Осипов.

Туристический бизнес, который работает прозрачно, получает прибыль с наценки при оказании определенных услуг и платит с этой прибыли налоги. В Москве же, отмечает Осипов, появилось множество турфирм, которые получают основную прибыль не с туристических услуг, а из дополнительных и серых источников: продажи ювелирных изделий, сувениров и так далее. «Я знаю прецеденты, когда в Москве граждан России не пускали в некий ювелирный магазин под предлогом того, что он только для китайских туристов. Это явный признак того, что там творится что-то нелегальное», отмечает Осипов. Как и петербургские коллеги, московская ассоциация видит выход в увеличении госрегулирования сферы и введении крупных штрафов за подобную деятельность. По словам Осипова, все заинтересованные лица будут приглашены к обсуждению конкретных предложений на ближайшее заседание экспертного совета по туризму Совета Федерации.

не все гиды считают, что запрет на работу гидов-иностранцев нужен

«Если у нас есть часть граждан РФ, которые с ошибками пишут по-русски, мы же не запрещаем всем вокруг по-русски писать, чтобы вот эти безграмотные люди не позорили великий и могучий. Так же и с запретом всем иностранцам водить экскурсии просто потому, что у них в паспорте другая страна указана. Я считаю, что это очень топорный и механический подход», говорит экскурсовод из Москвы Светлана Кондратьева.

По ее мнению, на обучение русскоговорящих гидов китайскому уйдет очень много времени, а из-за сложности языка это выльется в те же искаженные, низкокачественные экскурсии. Как временное решение она предлагает найти вариант бюджетно объединить носителя знаний и носителя иностранного языка.
Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: