Как в российских вузах устроена психологическая поддержка студентов и почему ее недостаточно?

По разным оценкам российских исследователей, от 10 до 30% студентов высших учебных заведений нуждаются в психологической помощи, но специалисты есть далеко не при каждом вузе. К тому же конкретной статистики по этой проблеме в России нет. Как работают кабинеты психологической помощи при нескольких вузах и насколько они эффективны — в материале ТД.

Преподаватель Московского государственного педагогического университета читает лекцию по психологии
Фото: Олег Ласточкин / РИА Новости

Зачем нужны кабинеты психологической помощи?

Создать в вузе реально функционирующую социально-психологическую службу могут, как правило, только крупные учебные заведения, рассказывает Валерия Манина, кандидат психологических наук, доцент Оренбургского государственного аграрного университета.

«В небольших вузах такие службы направлены в основном на работу со студентами с ограниченными возможностями здоровья и держатся на энтузиазме отдельных сотрудников», — говорит Манина.

По ее словам, в вузах, в отличие от школ, психологическая служба развита на недостаточно высоком уровне, хотя и существует «ряд российских исследований, которые доказывают эффективность психологической работы со студентами». «Количество студентов, нуждающихся в поддержке специалиста, достаточно велико, и дело зачастую в элементарных психологических проблемах. И несмотря на высокий адаптационный потенциал молодых людей, зачастую им не хватает опыта для решения проблем, с которыми они не могут обратиться к родителям или преподавателям», — подчеркивает Манина.

Кандидат психологических наук, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова рассказывает, что в США существуют разные исследования и способы оценки нуждаемости в психологической помощи населения, в частности студентов университетов и колледжей.

«В целом показатели примерно одинаковые и составляют 8—10% от общего числа. То есть если в Москве живет 15 миллионов, то около 1,5 миллиона нуждаются в психологической помощи, если в НИУ ВШЭ учится 25 тысяч студентов, то 2,5 тысячи нуждаются и готовы обращаться. Здесь тоже есть различия: нуждаться человек может, но он никогда не обратится к психологу, а скорее поговорит с друзьями или родными, и это лучший и самый продуктивный вариант из непрофессиональных способов поддержки», — рассказывает Макарова.

В каких вузах уже созданы такие кабинеты?

Самая первая психологическая служба при вузе появилась в 1977 году в Казанском (Приволжском) федеральном университете: там она действовала при кафедре педагогики и психологии. В целом же тенденция к открытию психологических служб при университетах в современной России появилась в середине 90-х.

На сегодняшний день кабинеты психологов открыты при следующих вузах: МГУ, МГИМО, МГСУ, НИУ ВШЭ, Ленинградский ГУ им. Пушкина, Казанский ФУ, Ярославский ГУ, Южный ФУ, МГТУ им. Баумана, Астраханский ГТУ, Белгородский ГУ, Волгоградский ГАУ, Кемеровский ГУ, Саратовский ГТУ, Томский ПУ, Ростовский ГУ им. Есенина.

Для того чтобы посмотреть, как работают кабинеты психологической помощи, «Такие дела» изучили два примера: столичный (НИУ ВШЭ) и региональный (Ярославский государственный университет им. Демидова).

Опыт московской ВШЭ

В НИУ ВШЭ Центр психологического консультирования был создан в 2003 году. Туда могут бесплатно обратиться студенты университета по любому вопросу, семейного или учебного характера, а также сотрудники университета, но только если их вопрос касается взаимодействия со студентами или их состояния и самочувствия. В остальных случаях консультации платны, их могут взять сотрудники по личным вопросам, родители студентов, абитуриенты и выпускники НИУ ВШЭ.

Помимо непосредственно личного консультирования в Центре есть групповые консультации, арт-терапевтические занятия, тренинги социально-психологической направленности, киноклуб, где фильм можно обсудить с психологами. Со следующего учебного года планируется открытие круглосуточной горячей линии психологической помощи.

Читайте также «Суицид — это не какая-то девиация»

По словам Макаровой, за последний год количество обращений студентов увеличилось в два раза и возросло до 2 тысяч. Директор центра связывает это с тем, что помощь в вузе стала доступнее: увеличилось число консультирующих специалистов, а также мест для проведения консультаций.

«Также укрепляется доверие к психологам: многие студенты, когда заполняют заявку, пишут, что пришли по рекомендации друзей. В-третьих, к сожалению, жизнь становится все сложнее и сложнее, и это напряжение накапливается и аккумулируется в разных областях нашей жизни. Поскольку студенты — очень уязвимая группа, то мы видим их подверженность сильным эмоциональным переживаниям», — отмечает Макарова.

По словам директора центра, за последний год из-за повышения спроса на получение психологических консультаций появились очереди при ожидании первичного приема. «К сожалению, у нас довольно много студентов, 10—15% (а в сессионный период даже 25%), которые записываются на первичные консультации и не приходят», — говорит Макарова.

«Такие дела» поговорили с десятью разными студентами НИУ ВШЭ о работе центра и помощи, которую они там получили. Половина из них ответила, что консультации помогли преодолеть внутренние переживания, другая половина — что ничего не изменилось. Было много претензий к слишком длинным ожиданиям между приемами, также несколько студенток отметили, что почувствовали осуждение со стороны своего психолога.

«Когда я поняла, что мне нужна помощь со стороны, я обратилась в Центр психологической помощи по совету знакомой. Состояние у меня было не из самых радужных, но своего приема пришлось ждать около двух месяцев. Когда пришла на прием, психолог внимательно меня выслушала, “угостила” одноразовыми носовыми платочками и, томно вздохнув, объявила, что я абсолютно в порядке», — рассказывает Анна, студентка 1-го курса магистратуры.

Студентке 2-го курса магистратуры Анастасии встречи с психологом, по ее словам, помогли. «Мне повезло с психологом, я ее не меняла с первой встречи. Я пошла к ней, когда у меня был пик проблем с тревожностью с сильновыраженными симптомами. Лично я чувствую вклад наших встреч во многие сферы моей жизни. И если в вопросе тревожности это не только психологические консультации, а комплексная работа нескольких специалистов, то в ситуации с отношениями с другими людьми и мировосприятием я чувствую сильную разницу до начала встреч с психологом и после», — говорит Анастасия.

Опыт ярославского госуниверситета

В Ярославском государственном университете им. Демидова в 2007 году была открыта кафедра консультационной психологии, а в 2014 году направление подготовки — психологическое консультирование (магистратура). Для практики студентов в вузе создали Центр корпоративного обучения и консультирования, а позже — региональную Ассоциацию психологов-консультантов.

«На каждой из этих площадок ведется активная работа со студентами: они участвуют в разборе сложных случаев на заседаниях ассоциации, проходят практику в центре», — говорит Надежда Клюева, завкафедрой консультационной психологии ЯрГУ и директор региональной Ассоциации психологов-консультантов.

Читайте также Вузы Шредингера

При этом сами студенты программы не занимаются психологическим консультированием других обучающихся. Сотрудники кафедры консультационной психологии привлекали к этому коллег из ярославской региональной Ассоциации психологов-консультантов. Они проводят платные консультации для студентов ЯрГУ со значительной скидкой, что выходит дешевле, чем обратиться к стороннему специалисту.

Помимо этого кафедра консультационной психологии уделяет большое внимание просветительской работе в ЯрГУ. Уже больше 10 лет они устраивают лектории в научно-популярном формате. «В среднем это одна-две встречи в месяц», — уточняет Клюева. Это, по словам интервьюера, также повлияло на то, что за последнее время значительно увеличилось количество обращающихся за помощью. При этом за консультациями могут обратиться не только студенты, но и их родители.

Студентка ЯрГУ Анастасия рассказывает, что попасть на прием к психологу просто, очередей нет. «[Я] позвонила, рассказала, что меня тревожит, мне посоветовали определенного психолога, и я записалась буквально через неделю», — говорит девушка. Проблема у Анастасии была следующая: пропало желание что-либо делать, появилось плохое настроение и самочувствие. «Под конец консультаций, спустя семь-восемь занятий, я поняла, что все: силы восстановлены, появилась цель, я нашла в себе силы и ресурсы — и на душе стало легко», — рассказывает Анастасия.

Зарубежный опыт

В Европе и США психологические центры чаще всего выступают как отдельные от университетов структуры. При этом, в отличие от России, финансирование таких центров лежит на страховых компаниях  и на студентах, которые оплачивают ежегодные взносы.

Как правило, помощь специальных служб для студентов в зарубежных вузах может быть двух видов: профессиональное менторство, благодаря которому можно определиться с будущей профессиональной карьерой, а также консультирование, во время которого решаются личные проблемы обучающихся. Кто-то привлекает к этой работе профессиональных психологов-консультантов, кто-то — студентов старших курсов направления психологии.

Про опыт работы с психологом в Калифорнийском университете в Сан-Диего рассказывает студентка Кристина Докучаева. По ее словам, перед тем как записаться на прием, с ней провели 15-минутное собеседование по телефону по поводу ее проблем. «Психолог в обязательном порядке задал ряд базовых вопросов о наличии суицидальных мыслей, о физическом насилии, после чего мы договорились о личной встрече и за мной закрепили определенное время на каждую неделю до конца семестра. Этот час в неделю действительно очень сильно помогал мне посмотреть на ситуацию с другой стороны, подумать о положительных моментах и найти решение существующих проблем», — резюмирует Докучаева.


Исследования:

  • Дударев И. В. Создание службы психологической поддержки в вузе, 2012. 
  • Кулыгина М. А., Логинов И. А., Царенко Д. М. Медико-психологическое сопровождение в вузе: предпосылки и практическая реализация / Психологическая служба университета: реальность и перспективы, 2017. 
  • Макарова И. В. Психологическая служба вуза: реальность и мечты / Психологическая служба университета: реальность и перспективы, 2017. 
  • Kulygina, M., Loginov, I.  Students mental health and multistage prevention programme: The Russian experience. Mental Health and Prevention, 2015.
Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: