Как женщины в разных странах боролись за закон о домашнем насилии

Сюжет: Домашнее насилие

Сегодня закон о домашнем насилии принят в 127 странах, а охранные ордера предусмотрены в 124. В России, где пока только допускается введение уголовной ответственности за насилие в семье, столкнуться с ним, по данным ВЦИОМа, боится каждая вторая женщина.

За принятие закона о домашнем насилии борются российское феминистское движение и правозащитники, создавая петиции и запуская флешмобы. Один из последних — флешмоб #ЯНеХотелаУмирать, в котором приняло участие более 12 тысяч женщин. 4 августа в Санкт-Петербурге и 17 августа в Москве пройдут согласованные митинги в поддержку Крестины, Марии и Ангелины Хачатурян.

Накануне этих встреч «Такие дела» рассказывают истории четырех стран, где женщины боролись за закон о домашнем насилии и победили.

Росгвардия наблюдает за девушкой, которая принесла цветы к Генпрокуратуре. Это акция в поддержку сестер Хачатурян
Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости

США

В 1960-е американское феминистское движение приобретает массовый характер и привлекает внимание СМИ к проблеме домашнего насилия. С этого момента началось формирование национальных и местных правозащитных организаций, которые разрабатывали закон против насилия в семье.

Главным противником закона был бывший председатель верховного суда США Уильям Ренквист. В 1990 году он и его сторонники утверждали, что принятие закона принесет большое количество семейных споров в федеральные суды и перегрузит систему делами, которые должны решать другие. Единственной судебной организацией, поддержавшей закон, была Национальная ассоциация женщин-судей (NAWJ). Ее участницы стали фактическими авторами закона и на протяжении четырех лет терпеливо ждали, когда Конгресс согласится принять его.

Читайте также Сама виновата. Почему нужно менять отношение к жертвам домашнего насилия

В июле 1994 года американцев шокировала новость об убийстве изнасилованной семилетней жительницы Нью-Джерси Меган Канки. Убийцей девочки был ранее судимый за насильственные действия Джесси Тиммендекас. Переживая трагедию, сначала родители Меган, а затем и жители всего Нью-Джерси и других штатов потребовали от правительства обязательного включения лиц, совершивших насилие на сексуальной почве, в доступную каждому гражданину базу данных. В Калифорнии начались массовые демонстрации с целью выгнать из штата всех осужденных за сексуальное насилие. Люди расклеивали фотографии преступников и рисовали на их домах граффити с угрозами.

Массовый протест активизировал работу Конгресса, и уже в сентябре Билл Клинтон подписал закон о насилии против женщин (VAWA), который расценивает любое домашнее насилие как уголовное преступление, независимо от родственных отношений и от иммиграционного статуса жертвы и насильника.

Закон не раз признавался неконституционным, а в 2011 году республиканская партия приостановила его действие. За это на выборах в 2012 году больше половины избирательниц раскритиковали республиканцев и проголосовали против них. Под давлением общественного мнения закон был подписан вновь. Кроме того, были созданы национальная горячая линия, управление по вопросам насилия в отношении женщин и многочисленные программы подготовки адвокатов, сотрудников полиции, прокуроров и судей по вопросам насилия по признаку пола.

Франция

Во Франции, как и в других странах Европы, феминистское движение набрало силу в конце 1970-х. Тогда женщины боролись за три направления: правовое определение изнасилования, признание сексуальных домогательств на рабочем месте преступлением и борьбу с насилием в семье.

В 1976 году феминистки начали обращаться в суды с требованием признать изнасилование уголовным преступлением. В 1980 году в уголовном кодексе Франции сексуальное насилие определили как посягательство на отдельных лиц вместо посягательства на общественную мораль. А уже в 1992 году насилие над супругами квалифицировали как отягчающее обстоятельство, а домогательство на рабочем месте — как уголовное преступление.

Самым важным шагом на пути к закону о домашнем насилии стало исследование Enveff, проведенное в 2000 году под руководством социодемографа Мэрис Джаспард. Оказалось, что каждая десятая женщина во Франции является жертвой домашнего насилия и только в год исследования было совершено свыше 50 тысяч изнасилований. Цифры распространялись в СМИ, а жертвы выступали с рассказами о пережитом насилии. Эта практика изменила и сам статус жертвы — в отделениях полиции и больницах были разработаны методики взаимодействия с пострадавшими.

В ноябре 2018 года около 30 тысяч французов вышли на митинг, организованный #NousToutes (реакция Франции на #MeToo, прим. ТД) — феминистским движением, которое призвало положить конец всем формам насилия над женщиной.

После акции количество официально зарегистрированных случаев сексуального домогательства увеличилось на 23%

Сегодня французы защищены одним из самых суровых законов о домашнем насилии, максимальное наказание за которое предусматривает до трех лет лишения свободы и штраф 45 тысяч евро. Кроме того, обвиняемому запрещается приближаться к предполагаемым жертвам и их дому независимо от того, была ли доказана его вина.

Индия

Проблема насилия в Индии очень парадоксальна: помимо того что насилие над женщиной — одна из главных проблем в стране, эта тема и самая табуированная. Патриархальная форма социальной организации, четкая граница между общественной и частной жизнью и до сих пор существующие касты сделали борьбу с домашним насилием очень трудной и полной нюансов.

Еще с начала 1920-х индийское женское движение пыталось привлечь внимание к тяжелому положению женщин, но единственной задачей правительства была борьба с британским империализмом. Даже известный гуманист Махатма Ганди призывал женщин «прекратить борьбу за право голоса и сконцентрироваться на помощи мужчинам против общего врага».

Читайте также «Я к тебе приросла, приходится отдирать с кожей»

В 1971 году по рекомендации ООН индийское правительство назначило комитет по положению женщин для оценки их конституционных, правовых и административных прав. С этого момента возобновляется активная работа феминистского движения. Сотни историй об изнасилованиях и убийствах стали регулярно освещаться в СМИ. Самым известным было дело об изнасиловании в 1972 году девушки из Матхуры, совершенном полицейскими.
Обвиняемые по делу получили оправдательный приговор на основании того, что жертва не имела видимых следов насилия и, возможно, могла сама быть не против секса с полицейскими. Начались общенациональные протесты женщин, а на имя председателя верховного суда Индии было отправлено открытое письмо с осуждением решения, вынесенного судом. Это повлекло за собой квалификацию жестокого обращения с женами как уголовного преступления с наказанием в виде лишения свободы сроком до пяти лет, которое не предполагает освобождение под залог.

Несмотря на успех протестов, закон раскритиковали за отсутствие точного определения термина «жестокость» и методики, по которой власть должна работать с жертвой. Более того, из-за моральных предрассудков и веры в нормальность бытового насилия большинство обвинений так и не было доказано — из 100 дел только по двум обвиняемые были осуждены.

Кампания национальной комиссии по делам женщин за принятие нового закона продолжалась более 10 лет, а в ее работе участвовало свыше 1,6 тысячи правозащитниц, пока в 1994 году не был принят первый проект гражданского закона о насилии в семье, превративший табуированное бытовое насилие в одну из важнейших проблем индийского общества. Через восемь лет произошло то, что можно сравнить с декриминализацией побоев в России, — вместо обещанного закона правительство внесло законопроект, направленный на сохранение структуры семьи. Под давлением общественного мнения он был отклонен, а действующее правительство вскоре распалось. Новый кабинет министров принял закон о защите женщин от насилия в семье (PWDVA) в 2005 году. Он вступил в силу 26 октября 2006 года и стал первым в истории Индии законом, охватывающим насилие всех форм и во всех формах отношений.

Австралия

Читайте также «Безопаснее, чем пытаться спастись самой». Как работают кризисные центры и убежища для женщин

После Второй мировой войны в Австралии впервые публично поднимается проблема насилия в семье. В 1970 году австралийское феминистское движение проводит в Мельбурне первую конференцию женщин-освободительниц, после чего в стране открываются центры и приюты для жертв насилия. Их сотрудники регулярно выступали с докладами, объединяя опыт жертв, и выявляли способы предотвращения домашнего насилия. В 1984 году правительство штата Виктория обратило внимание на проблему и приняло федеральный закон о дискриминации по половому признаку. Через три года в законе появилась поправка, которая гарантировала защиту жертвам домашнего насилия, а в 1991 году верховный суд Австралии дал женщине законное право отказываться от секса в браке. В общем, с 1997 по 2005 год правительство выделило 237 миллионов долларов на изучение, борьбу и профилактику домашнего насилия, а также на поддержку и защиту жертв.

В 2014 году в Австралии началась волна протестов, связанная с убийством 11-летнего Люка Бэтти. Убийцей мальчика был его отец, находившийся тогда под арестом за насилие над бывшей женой и мамой Люка Рози. Вскоре после трагедии Рози Бэтти была на всех телеканалах страны, требуя принять срочные и долговременные меры по борьбе с насильниками. Ее фонд Luke Batty Foundation стал уникальной площадкой для жертв насилия, где каждый может высказаться и потребовать защиты своих прав. Уже через полгода бывший премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл выделил 100 миллионов долларов на новые меры защиты от домашнего насилия. В этот список вошло внедрение в национальную образовательную программу «уроков уважительного отношения». В 2015 году Рози Бэтти была названа австралийкой года.


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: