Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» предложил изменить подход опеки к изъятию детей из семьи в кризисных ситуациях

Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» передал президенту Владимиру Путину предложения по реформированию системы опеки и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.  С документом ознакомился РБК.

Обновлено в 15:00. В фонде «Таким делам» сообщили, что РБК опубликовал старый документ и прокомментировали его положения. 

Как уточнила руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, сейчас организация сосредоточена в первую очередь на изменении концепции профилактики социального сиротства и вмешательства в семью для защиты прав детей.

«Если мы понимаем, что ребенку действительно угрожает опасность, его защищать и перемещать, но в первую очередь, в семью родных, близких и знакомых ребенку людей, чтобы не травмировать его еще больше, — подчеркнула Альшанская. — И только если это невозможно — в приемную семью, и уже в самом крайнем случае — в государственное учреждение. <…> Безусловно, если в семье есть насильник или агрессор и он угрожает всем членам семьи, правозащитные органы должны работать над тем, чтобы этот человек был ограничен в возможности совместного проживания со своими близкими».

Альшанская добавила, что сегодня фокус внимание опеки «сосредоточен на внешнем благополучии и обеспеченности» семьи, и по этой причине дети, являющиеся жертвами домашнего насилия, оказываются не защищены. «В то же время семьи, которые не справляются с жизненными обстоятельствами, в силу бедности, личностных особенностей или социально дезадаптированности, оказываются постоянно в риске изъятия детей», — сказала глава фонда.

Предложения направлены на профилактику социального сиротства, для этого необходимо создать единый алгоритм, уверены в фонде. В первую очередь нужно организационно разделить функции помощи семье и выявления нарушения прав детей, а также сделать изъятие ребенка из семьи крайней мерой — только если угроза исходит напрямую от родителей и неустранима.

Утром 12 декабря РБК сообщил, что документом предлагается в случае семейного кризиса удалять из семьи не ребенка, а взрослого, который представляет для него угрозу. Либо можно переместить ребенка с родителем, который для него угроз не представляет. Решение о перемещении должно приниматься в течение 12 часов.

«Нормы по изъятию родителя сейчас нет, и даже когда мы пытаемся выселить из квартиры родителя-алкоголика, лишенного прав, суды отказывают в принудительном выселении», — пояснила РБК заместитель председателя комитета Госдумы по делам семьи Оксана Пушкина.

Читайте также Нет детей — нет проблемы

Органы опеки, как указывают в фонде, должны помогать кризисным семьям преодолеть трудности, чтобы устранить угрозу и вернуть ребенка в семью, если родители не совершали преступлений против его жизни, здоровья или половой неприкосновенности. Как отметила Пушкина, сейчас Семейный кодекс не предусматривает какую-либо помощь родителям, а лишь регламентирует подачу опекой иска о лишении родительских прав.

Если ребенка все же изъяли из семьи, перемещать его следует не в детский дом, а к родным и близким семьи, указывают авторы предложений. Если таких людей нет, ребенка должны поместить во временную приемную семью, пока ведется работа с его кровной семьей.

Правозащитники также предлагают разработать специальные программы подготовки и сопровождения для создания профессиональных замещающих семей, чья помощь будет доступна по всей стране. Такие семьи должны уметь работать с «трудными детьми» и обеспечивать их контакты с родственниками, если они изъяты на определенный срок.

В фонде считают важным наладить подготовку и переподготовку специалистов, работающих с оказавшимися в кризисной ситуации детьми. Причем подготовка должна быть практико-ориентированной.

Депутат Мосгордумы и бывший уполномоченный по правам детей в Москве Евгений Бунимович подчеркнул, что вопрос квалификации работников органов опеки и попечительства стоит крайне остро. «Нет ни одного учебного заведения, которое готовит такого рода людей, социальных работников в органы опеки и попечительства, которые решают серьезнейшие вопросы для ребенка и семьи», — сказал Бунимович.

По данным платформы «Если быть точным», в России насчитывается более 481 тысячи детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В это число входят также дети, устроенные в семьи. Социальными сиротами называют детей, у которых живы мама или папа, а иногда и оба родителя, но по тем или иным причинам их лишили родительских прав или ограничили в них. Наиболее остро проблема социального сиротства стоит в Камчатском крае, Амурской, Магаданской и Смоленской областях, а также в Еврейской автономной области.

Фонд «Нужна помощь» проанализировал масштабы сиротства в России. В 2017 году в стране проживало 29,5 миллиона детей, из них 449 383 — это сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей. Больше всего детей, нуждающихся в приемных родителях, проживало тогда в Красноярском крае (2214 ребенка), Приморском крае (2080) и Челябинской области (2037). Полученные в ходе исследования данные использовались при подготовке сервиса «Если быть точным».

Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: