«Чистая страна». Почему в регионах до сих пор нет раздельного сбора отходов, а свалки продолжают расти?

В России в январе 2019 года началась «мусорная» реформа, которая меняет правила обращения с твердыми коммунальными отходами. У каждого региона должен был появиться региональный оператор, который бы следил за вывозом мусора и отвечал за то, чтобы отходы действительно поступали на конкретные предприятия по сортировке или захоронению. 

Аудиторы Счетной палаты подготовили отчет о том, как проходит реформа, — по их данным, из-за неэффективной работы властей внедрять раздельный сбор готовы лишь 39 регионов. «Такие дела» рассказывают, к каким выводам пришли аудиторы, а также эксперты, которые ознакомились с отчетом СП.

Переполненные мусорные контейнеры во дворе одного из жилых домов Челябинска
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Миллионы тонн отходов на свалках

В 2019 году в России образовалось 65 миллионов тонн твердых коммунальных отходов и 90% из них отправятся на свалки и полигоны, указано в отчете Счетной палаты. 

«Накопление такого колоссального объема мусора таит в себе серьезную угрозу, проявляющуюся и в вынужденной эксплуатации переполненных полигонов, и в появлении несанкционированных свалок. И как следствие — ухудшение условий жизни и обоснованное недовольство людей, проживающих рядом с такими объектами», — указывает Сергей Иванов, специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

Остаточная вместимость и остаточное время работы полигонов
Фото: Счетная палата

К 2022 году мощности полигонов в 17 регионах, а к 2024 — еще в 15 будут исчерпаны из-за высоких темпов образования отходов. Аудиторы отмечают, что в этих регионах ситуация близка к критической. Наиболее сложная ситуация с мусорными полигонами сложилась в Магаданской области, Бурятии, Забайкальском крае, Сахалинской области и ЕАО.

В некоторых регионах свалки и полигоны не соответствуют требованиям природоохранного законодательства и «отравляют воздух, воду, почву», но в отчете их число не уточняется. Помимо этого существует множество несанкционированных свалок: только за 2019 год исполнительные власти обнаружили более 27 тысяч таких объектов, а Росприроднадзор — более четырех тысяч.

Руководитель токсического отдела Гринпис в России Алексей Киселев говорит, что ни одна региональная схема по обращению с отходами «не соответствует требованиям законодательства в части приоритетов госполитики». По его словам, схемы рассчитаны на полигоны, свалки, сортировку смешанных отходов и сжигание на мусоросжигательных заводах. 

В приоритеты госполитики входит максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности в источниках их образования, обработка, утилизация, обезвреживание отходов.

Не те нормативно-правовые акты

Руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша отмечает, что в отчете ведомства не упоминается «фундаментальная ошибка игнорирования приоритетности основ госполитики в области обращения с отходами». По ее словам, ошибка состоит в том, что сначала необходимо «предотвращать и собирать раздельно, потом отсортировывать и утилизировать и только потом задумываться, что делать с хвостами».

Эксперт говорит, что все нормативно-правовые акты, которые регулируют сферу обращения с отходами, «нацелены на сбор и обработку уже образовавшихся смешанных отходов» и «не стимулируют и даже препятствуют внедрению раздельного сбора отходов».

Читайте также Мусор остается на Земле

Аудиторы Счетной палаты указывают, что на сегодня лишь в 39 регионах запланировали раздельный сбор. Только 24 субъекта изучили морфологию (объем и состав) мусора, а в остальных отсутствуют данные, которые необходимы для определения необходимой мощности заводов по переработке и утилизации отходов. 

Счетная палата пришла к выводу, что реформа проходит не всегда успешно из-за недостаточно эффективной работы органов федеральной и региональной власти. Например, из-за Минприроды были поздно приняты нормативно-правовые акты на федеральном уровне, из-за чего реформа началась не в 2017 году, а только в 2019. Не доработаны региональные программы, территориальные схемы по обращению с отходами, нормативы накопления отходов и тарифы на услуги операторов.

«С момента старта реформы и до сих пор не было уделено серьезного внимания ключевым вопросам. Отсутствует системный подход в постановке задач на ближайшие пять-семь лет, для решения которых должны быть вовлечены власть, бизнес и общественные организации», — комментирует Андрей Шипелов, гендиректор компании «РТ-Инвест», которая занимается созданием комплексной системы обращения с отходами в России. 

В 19 регионах планируют привлекать бизнес к работе с отходами, в том числе где-то им предоставят налоговые льготы. Власти 45 субъектов планировали привлечь местных жителей к сортировке мусора и обучить их ответственному потреблению.

Не так выделяли деньги

По данным Счетной палаты, Минприроды не утвердило правила предоставления субсидий публично-правовой компании «Российский экологический оператор», созданной в 2019 году. РЭО занимается поддержкой проектов по строительству инфраструктуры по обращению с мусором в российских регионах. Из-за этого, считает Счетная палата, деньги не были доведены до регулятора в полном объеме. РБК также пишет, что за два года компания так и не вошла в капитал ни одного из проектов, а также не предоставила финансирование.

Читайте также Уральское село самостоятельно вышло на раздельный сбор отходов. «Мусорная» реформа сломала их систему

Минприроды не выделило регионам и инвесторам деньги на софинансирование строительства объектов сортировки. В отчете СП говорится, что меры государственной поддержки инвестиционных проектов недостаточно эффективны, поэтому инвесторам они неинтересны.

Счетная палата указывает на то, что в России не работает механизм «расширенной ответственности производителей товаров», который мог бы быть дополнительным финансовым источником строительства объектов обращения с отходами. Компании включают в отчетность нормативы утилизации, которые не соответствуют реальности, или вовсе не сдают отчетность. Из-за этого те отходы, из которых можно было бы извлечь вторсырье, идут на свалки

При этом доходы за год от экологического сбора, который оплачивают производители и импортеры товаров за утилизацию товаров, не превышают трех миллиардов рублей. Счетная палата указывает, что этого недостаточно для создания инфраструктуры утилизации отходов.

К 1 июля был риск, что операторы по вывозу мусора в 19 регионах прекратят работу. «Уход регионального оператора, его банкротство — это кризисная ситуация для региона, требующая временного назначения муниципальных предприятий и, вероятно, выделения дополнительных средств из бюджета для обеспечения бесперебойного вывоза отходов», — говорит бывший министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган. 

Проблема со свалками

Согласно указу президента России Владимира Путина, к 2024 году необходимо уничтожить все несанкционированные свалки, которые обнаружили на 1 января 2018 года в границах городов. В рамках федерального проекта «Чистая страна» эти участки должны ликвидировать и рекультивировать. 

По данным Росприроднадзора, в России на начало 2018 года было более восьми тысяч несанкционированных свалок, из них 916 — внутри населенных пунктов. Только у 191 из них — площадь свыше гектара. Счетная палата считает, что при реализации проекта «Чистая страна» ликвидируют только наиболее крупные свалки в черте городов, а более 700 объектов останутся неохваченными. 

Читайте также Безысходное производство

В Минприроды ответили, что на самом деле свалок в России гораздо больше, но расширить перечень в рамках текущего финансирования сложно и дорого. Для внесения свалки в перечень необходимо, чтобы изначально регионы внесли ее в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. В итоге в список попали только свалки, которые выявили на начало 2018 года в границах городов.

«Свалки, которые не подходят под эти критерии, но действительно доставляют неудобство и дискомфорт жителям, мы технически можем рекультивировать в рамках второго блока объектов. Это так называемые особо опасные объекты», — говорит заместитель министра природных ресурсов Константин Румянцев. 

В Счетной палате указывают, что есть недостатки в правовом регулировании реестра объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. На 1 апреля в списке было 193 таких места. В реестр включают те объекты, которые негативно влияют на природу: например, места, где добывают, перерабатывают, утилизируют, организовывают захоронение всех углеводородов, железных руд, угля и кокса, а также любые фармацевтические субстанции, текстиль и кожу, пищевую продукцию.

К 2024 году должны уничтожить 75 таких объектов. Аудиторы подчеркивают, что даже при формальном достижении этой цели сложно подтвердить реальное прекращение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Стремиться к нулю отходов

Эксперты указывают на то, что в законодательстве России никак не прописана идея стремления к модели «zero waste» — низкому уровню полигонного захоронения, вплоть до полного отказа от него. «Создание в России комплексной системы обращения с отходами с максимальным вовлечением вторичных ресурсов позволит не только достичь значительных результатов переработки, но и существенно улучшит качество жизни населения и сохранит природные ресурсы», — говорит Андрей Шипелов.

Читайте также Как в Петербурге бездомные шьют экомешочки для фруктов и овощей

Гаркуша предлагает перенаправить бюджетные деньги на разработку нормативных правовых актов, стимулирующих замену одноразовых товаров на многоразовые альтернативы, продажу продуктов и товаров народного потребления в тару покупателя, экопросвещение, формирование нацпрограммы по предотвращению и сокращению образования отходов.

Алексей Киселев настаивает на том, что решить проблему с отходами поможет не только переработка, но и предотвращение их образования. «Наглядный пример — директива ЕС “Об ограничении одноразового пластика”, по которой десять наиболее часто встречающихся загрязнителей европейских берегов — одноразовые пластиковые товары — попадут под запрет. Некоторые виды одноразовой пластиковой тары и упаковки выпадают из системы раздельного сбора, трудно извлекаются на сортировках и не востребованы на рынке вторичного сырья», — говорит Киселев.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: