Петрушки из Невежкина. Как под Саратовом начали шить пальчиковые игрушки, чтобы справиться с женской безработицей

В селе Невежкино Саратовской области шьют пальчиковые куклы для домашних театров. Этот бизнес придумала волонтер из Саратова Анастасия Михайлова, которая помогает Невежкину — ведет инстаграм про село и подает заявки на гранты для благоустройства. Пока шитьем занимается одна мастерица, но Анастасия планирует расширить штат и дать работу еще нескольким сельским женщинам. 

«Такие дела» рассказывают, как девушка озаботилась развитием села и придумала работу для местных женщин.

Вязаные куклы
Фото: Ольга Панкрашова

Куклы — сказочные персонажи

Невежкино — село в 120 километрах от Саратова с населением около 350 человек. Одна из основных проблем села, рассказывает Анастасия, — женская безработица. Главный работодатель — фермер Александр Жариков, занимающийся зерноводством. Женщины работают в государственных структурах, но там, по словам Анастасии, «зарплаты смешные».

«Директор клуба, женщина, получает 7 тысяч в месяц, нянечка в детском садике — 2 тысячи в месяц, — перечисляет Анастасия. — В школе более-менее: зарплата 20 тысяч, считается очень хорошая. Но давно заняты все места».

Анастасия решила, что нужно создать социальное предприятие, в котором работали бы женщины Невежкина. Она стала разговаривать с жительницами — спрашивать, кто что умеет делать. Так познакомилась с Ириной Дзюбой, которая вместе с семьей приехала в Невежкино с Юго-Востока Украины четыре года назад.

Анастасия Михайлова
Фото: Ольга Панкрашова

Ирина — швея третьего разряда, мастерица. В Донбассе она шила игрушки для кукольного театра, который выступал в сельском клубе. Одну такую игрушку — обезьянку — она привезла с собой. Анастасия предложила Ирине делать игрушки не на руку, а на палец. За лето они сделали прототипы игрушек — набор со Змеем Горынычем, богатырем и царевной и персонажей из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: мальчика-принца, Лиса и Розу. Несколько наборов продали.

С идеей такого социального предприятия Анастасия пошла в центр поддержки социальных инноваций и предпринимательства Impact Hub. В хабе «Петрушки из Невежкина» выиграли грант на покупку оборудования. Анастасия планирует сделать в селе мастерскую: поставить в ней швейное и ткацкое оборудование, проводить мастер-классы с детьми и постепенно привлекать других мастериц.

«Максимум еще четыре рабочих места мы создадим, — признает Анастасия. — Это просто будет пример того, что можно жить в селе, необязательно уезжать. И можно руками, творчеством зарабатывать. Пока таких примеров у детей нет. Либо ты уезжаешь, либо у тебя жизнь достаточно тяжелая. Но можно иметь интересную работу и чувствовать себя гражданином мира — в разные страны отправлять наших Петрушек, живя в селе маленьком».

Сегодня, по словам Анастасии, главная задача — расширять ассортимент и увеличивать продажи. «Сейчас надо все упаковать, создать небольшой склад [организовать] логистику из Саратова в Невежкино. Главная задача — расширять ассортимент. Мы протестировали канал продаж — только два набора продали. Это не то, чем можно похвастаться. Я пока только одна этим [маркетингом] занимаюсь. Но уже спрашивают люди: “Где это можно купить?” Большое дело, что у нас будет мастерская, будет возможность нанять кого-то, кто займется развитием аккаунта и продажами». 

Мастерица Ирина

Ирина Дзюба вяжет пальчиковых кукол крючком. Пробовала спицами — игрушки получаются не такими плотными. На одну игрушку у мастерицы уходит полтора-два часа. Каждый час своей работы она оценивает в 110 рублей. «Я уже 2 тысячи заработала», — говорит она.

Образы игрушек Ирина придумывает сама. Связала три набора героев русских сказок: Змей Горыныч, богатырь и царевна. Два Змея Горыныча зеленых, один красный. Каждая голова Горыныча надевается на отдельный палец. К Новому году Ирина связала Деда Мороза и Снегурочек в шапочке и с короной.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от ПЕТРУШКИ ИЗ НЕВЕЖКИНО (@petrushka_igrushka)

Вязаная игрушка
Фото: Ольга Панкрашова

В Донбассе Ирина делала кукол для театра сельского клуба. В театре участвовали дети и взрослые, показывали разные спектакли не только в своем клубе, но и в соседних селах. Также Ирина делала кукол для реабилитационного онкоцентра в Виннице. Когда Ирина уезжала с Украины, взяла с собой первую игрушку, которую сделала для театра, — обезьянку Фомку. В Невежкино Ирина Дзюба приехала вместе с дочерью и пятью внуками.

«Когда в Донбассе случилось [война], мы как раз под Дебальцевом жили, где [проходила] граница всех перестрелок, — рассказывает Ирина. — Прекратили детские пособия высылать, пенсию выдавать, мы с пятью детьми. Мои родители — из Сибири. Я просто попросила дочь: “Давай уедем”».

Ирина стала связываться со знакомыми из «Одноклассников», чтобы найти кого-нибудь, кто мог бы помочь с переездом. В Новосибирске живут дальние родственники, но они не смогли принять большую семью — только одного. Поэтому в Сибирь к родственникам отправился сын Ирины. Сама она вместе с дочерью, пятью внуками и мамой поехали в Россию через несколько месяцев. «Два направления нам закрыли — взорвали железные пути на Ростов и на Волгоград. Пришлось ехать на автобусе, покупать билеты за последние деньги. Я пыталась продавать что есть — не хватало 1,5 тысячи на билеты», — вспоминает она. 

В Москве семью должны были встретить знакомые из «Одноклассников», но никто не пришел. Украинская сим-карта не работала, связь потерялась. Семья поехала в миграционную службу. Там Ирину и ее семью отправили в Саратов, из Саратова — в Красноармейск. Семья жила в центре для беженцев и делала документы. Деньги им высылали сибирские родственники.

Ирина с внуками
Фото: Ольга Панкрашова

Когда документы на гражданство были готовы, потребовалась прописка. Помог знакомый дочери Ирины — раньше они не виделись, но он приехал в Красноармейск, купил дом и прописал там семью. В итоге он стал жить с дочерью Ирины и ее детьми. «Познакомились они, и он принял семью, детей моей дочери как своих, — рассказывает Ирина. — На него смотрели как на невидаль. В Красноармейске никто нас не прописывал даже временно — с пятью детьми».

Дом был маленьким для большой семьи. «Кровати, кровати, мы с трудом передвигались между ними, — вспоминает Ирина. — В кухоньке стол, моя кровать. По людям ходили в баню». В итоге дочь Ирины родила шестого ребенка, и благодаря материнскому капиталу семья купила домик побольше — в Невежкине.

«Помогать селу — это хобби»

У Анастасии в Невежкине живут друзья семьи. Один из них — местный фермер Александр Жариков. Его хобби — детский хоккей. Около 20 лет назад он поставил в школьном дворе хоккейную коробку. Оплачивает местной хоккейной команде поездки, форму. Подростки из Невежкина выступают на соревнованиях по хоккею за район, в этом году выступали в Сочи в финале «Золотой шайбы».

Три года назад районные власти приехали с проверкой в школу и сказали, что хоккейная коробка не соответствует санитарным нормам: торчат гвозди, есть зазоры между досками. Директор школы коробку снесла. «И ему предложили поставить пластиковую хоккейную коробку: “Вы же такой добрый”, — рассказывает Анастасия. — Он позвонил нам тогда, и я организовала в Саратове общественников, средства массовой информации, начали звонить в приемную губернатора. В течение недели [региональные власти] пообещали установить новую хоккейную коробку, к концу года установили».

Резонанс помог не только установить новую хоккейную коробку, но и отремонтировать дорогу — 40 километров от трассы к деревне. «То, что снесли коробку и жители стали возмущаться, — это верхушка айсберга. Там было много других проблем: нет ФАПа, дорога была в ужасном состоянии, автобус не ходил в деревню, нельзя было выбраться, если нет машины», — говорит она. Дорога была, по словам Анастасии, «главной бедой»: «Она в плохом состоянии, прям в ужасном, там два часа ехать [по ней] раньше надо было».

Читайте также Медовая коммуникация

Хоккейную коробку поставили на деньги властей, но Жариков потратил 1,5 миллиона рублей: заасфальтировал основание площадки, заново перекрыл и отделал раздевалку, установил столбы для освещения. На открытие новой хоккейной коробки в Невежкино приехал губернатор. «Впервые со времен Столыпина», — говорит Анастасия.

Анастасия стала помогать селу: организовала в Саратове сбор книг для сельской библиотеки — собрали 2 тысячи томов. Также собирали вещи для малоимущих. Волонтеры выиграли грант на строительство детской площадки, организовывали мастер-классы для детей по танцам, хору, привозили профессионального тренера по хоккею. Благоустроили центр села: вокруг детской площадки поставили многофункциональный павильон, остановку и столики со скамейками, небольшую сцену. Сейчас там собираются жители не только Невежкина, но и соседних деревень. «Потому что [в селах] нет места, где можно проводить время, скамеек даже нет», — говорит Анастасия.

Все активности девушка делает вместе с «командой». Так она называет членов общественного движения «Жить здесь!», с которыми познакомилась несколько лет назад. В Саратове у Анастасии свое кафе, оно находится в 200-летнем здании. Его история связана с русским философом Семеном Франком, и вместе с командой «Жить здесь!» Анастасия выиграла президентский грант на увековечивание памяти Семена Франка. Другой грант был на развитие села Невежкино — на него проводились мастер-классы с детьми, облагородили центр села. «Развитие села — мое хобби», — говорит Анастасия.


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: