«Было сложно выживать». Руководитель «Гражданской инициативы против экологической преступности» — об исключении из реестра НКО-иноагентов

Минюст исключил из реестра НКО-иноагентов кубанскую «Гражданскую инициативу против экологической преступности». Руководитель АНО Дмитрий Шевченко рассказал «Таким делам», что для этого ей пришлось отказаться от сотрудничества с крупнейшими природоохранными организациями.

«Гражданскую инициативу против экологической преступности» включили в список иноагентов в 2019 году. Поводом, по словам Шевченко, стало получение гранта от Гринписа России, на который организация занималась развитием в Краснодарском крае пожарного добровольчества.

«Гринпис России — это отделение международной организации. Минюст провел проверку и установил, что мы якобы на иностранные деньги занимаемся политической деятельностью. Мы стали первой в стране экологической организацией, которую наказали за работу с Гринписом», — пояснил Шевченко.

После включения в список НКО-иноагентов «Гражданскую инициативу против экологической преступности» обязали выплатить 300 тысяч рублей за то, что она не вошла в перечень добровольно. В 2020 году организацию оштрафовали еще на 300 тысяч рублей — по требованию Роскомнадзора за отсутствие маркировки по закону об иноагентах. Кроме того, штраф 100 тысяч рублей получил сам Шевченко.

«Гражданская инициатива против экологической преступности» пыталась оспорить решение о признании иноагентом и штрафы, но проиграла суды, сказал Шевченко. Организация подала жалобу в Европейский суд по правам человека.

«С Гринписом России пришлось прекратить отношения, другого выхода не было, — сообщил Шевченко. — Также мы были вынуждены перестать сотрудничать с WWF России — это российское юрлицо, но оно имеет иностранное финансирование. Именно из-за работы с WWF России Минюст отказал нам, когда мы в первый раз обращались с заявлением об исключении из реестра».

Осенью 2021 года организация подала второе заявление в Минюст. После проверки ведомство не обнаружило иностранного финансирования и в конце декабря исключило «Гражданскую инициативу против экологической преступности» из реестра.

«Эти два года было сложно выживать. Если бы законодательство [об иноагентах] не менялось, то можно было бы как-то приспособиться, но оно постоянно ужесточается. С осени 2021 года НКО-иноагентам нужно отчитываться перед Минюстом о том, чем они собираются заниматься в ближайший год. Ведомство может в любой момент запретить заниматься какими-то проектами вплоть до ликвидации организации. В итоге дойдет до того, что небольшим организациям, как наша, будет невозможно адаптироваться к новой реальности. Придется закрываться, иначе никак», — заключил Шевченко.

Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: