Как устроены и почему исчезают зимники — единственные дороги на Крайнем Севере
Несколько лет назад наш видеоредактор Маша Чарная провела неделю в Салемале — маленьком поселке в Ямало-Ненецком автономном округе. В теплое время туда можно добраться на теплоходе, а в межсезонье, пока Обь не встала, поселок остается отрезанным от «большой земли». Маша попала туда как раз под закрытие летней навигации и переживала, сможет ли выбраться. Выбралась: уехала на последнем в сезоне теплоходе. Но если бы осталась, то у нее было бы два варианта: или пробовать улететь на вертолете, или ждать, пока откроется зимник.
Зимник — это автодорога, которой можно пользоваться только в зимнее время, при низких температурах. Такие дороги особенно распространены в Сибири и на Крайнем Севере, в болотистых местах или там, где нет мостов через реки, которыми эти районы испещрены. В это время зимники становятся основными транспортными путями в отдаленные населенные пункты.
Эти дороги очень важны как для простых жителей Севера (по зимникам доставляют топливо, продукты питания), так и для местного бизнеса, включая лесозаготовительные компании. Но из-за глобального потепления зимники с каждым годом тают все быстрее. Дороги, проложенные в вечной мерзлоте, становятся опасными даже для самых опытных водителей. Каждый сезон несколько грузовиков уходит под лед (на переправе даже принято отстегивать ремень безопасности, чтобы в случае чего успеть выбраться из машины).
Мы отправимся в один из таких изолированных регионов, чтобы показать, как живут люди, которые зависят от зимников. Узнаем, что будет с ними, когда пропадет навигация с помощью зимников. Встретимся и с теми, кто использует зимник для работы. И обязательно пообщаемся с климатологами, чтобы разобраться, можно ли еще спасти ледовые переправы от исчезновения. Из поездки привезем документальную короткометражку.
-
Собрано
6700 ₽ -
Нужно
100000 ₽